Психологический анализ творческого начала в правоприминительной деятельности
Правоприменительная деятельность характеризуется чрезвычайной сложностью и нестандартностью задач, которые в процессе этой деятельности предъявляются оперативным работникам и следователю.. С одной стороны, вся она, как это было показано выше, протекает в рамках правового регулирования, а лица, осуществляющие ее в силу своих служебных полномочий, неуклонно подчиняются требованиям закона, а также согласуют свою деятельность с требованиями юридической этики.
С другой стороны, оперативно-следственная деятельность соотносится с самыми разнообразными сторонами жизни и деятельности человека, и предметом ее исследования являются различные эмоциональные состояния, конфликты, интриги, структуры социальных групп, лидерство и борьба за него, все многообразие чувств, которые обусловливают генезис человеческого поведения в криминальных ситуациях. Именно закон предполагает способность всех причастных к исследованию этого юридического факта лиц (следователя, оперативного работника, прокурора, адвоката, судью и др.) познать событие преступления с достаточной степенью глубины и избежать юридической ошибки. Такой подход всегда обеспечивается творческим потенциалом в личности оперативного работника и следователя Творческое начало в оперативно-следственной деятельности обеспечивает способность принимать нестандартные решения, умение в трудной (тупиковой) ситуации по-новому увидеть ее и найти новый подход к ее решению.
Творчество — это готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество всегда начинается с привнесения в привычную ситуацию чего-то нового. Именно благодаря творческому подходу удавалось раскрыть чрезвычайно сложные, долгое время остававшиеся нераскрытыми преступления. Творческий взгляд на сложную следственную ситуацию помогает избежать самого опасного в правоприменительной деятельности — юридической ошибки!
Художественная литература уже давно использует в качестве основной пружины развития сюжета разрешение сложной и криминальной ситуации благодаря творческому началу в деятельности главного героя (сыщика, следователя, инспектора полиции и т. п.).
При этом можно говорить о созданных в литературе различных творческих типах, которые опираются в раскрытии преступления на различные стороны своего творческого потенциала. Так, весьма популярный уже третье столетие Шерлок Холмс в своем творчестве при раскрытии преступлений опирался на высокоразвитые поисковые и реконструктивные качества и способности. Созданный Кован Дойлом, образ великого сыщика обладает исключительными способностями в выделении на месте происшествия опорных точек — следов и улик, содержащих информацию о динамике развития преступления, личности преступника, его взаимоотношениях с потерпевшим. В результате творческой переработки полученной информации ему удается воссоздать единственно правильную, отражающую подлинные события прошлого картину преступлений, указать личность, а иногда и местонахождение виновного и делегировать полиции функции по его задержанию.
Не менее интересный творческий тип следователя создан Ф. М. Достоевским в его написанном около полутора столетия тому назад романе «Преступление и наказание». Это глубочайший знаток человеческой души, всех ее потаенных стремлений и плодов ее свершений, следователь Порфирий Петрович. Если творчество Шерлока Холмса разворачивается главным образом в процессе осмотра места происшествия, то вершиной творчества Порфирия Петровича является диалог (допрос) с подозреваемым. Тонкий психолог-практик Порфирий Петрович в диалоге с запирающимся и не признающим себя виновным Родионом Раскольниковым проводит исследование его душевного мира. Он находит опорные точки в полной смятения и противоречий личности Раскольникова. Как будто бы мягко, даже не повышая голоса, он воздействует на эти структуры, обеспечивая сначала достижение психологического контакта, а затем переход к состоянию исповеди (катарсиса!). Следует отметить, что этой исповедью Раскольников достигает состояния душевного умиротворения, примирения с самим собой.
При творческом подходе к разрешению сложных и запутанных следственных (и даже судебных) ситуаций для носителя этого творческого потенциала характерна способность «выхода за пределы ситуации», способность к генерации новых идей, т. е. создания новой продуктивной версии, представления реконструированного события с использованием уже известных фактов в новых сочетаниях.
Творчество и индивидуальность правоведа характеризуется такими качествами, как независимость суждений и умение их отстаивать, психическая уравновешенность, эмоциональная и социальная зрелость. Важным является также умение использовать (особенно в процессе создания гипотезы) качества, обеспечивающие эвристический подход к ее решению, такие как воссоздающее воображение, интуиция и др.
С другой стороны, профессионально-компетентный работник правоохранительной системы всегда контролирует созданные его творческим воображением гипотезы объективными факторами, понимает, что они имеют право на существование только в пространственно-временных рамках прошлого события, т. е. действительно совершенного преступления, а не являются плодом его фантазии. Изложенное можно рассмотреть на следующем примере.
Будучи вызван на место происшествия для осмотра трупа по поводу якобы совершенного суицида, следователь, уже входя в парадную дома и находясь в вестибюле, услышал громкие причитания женщины (вдовы покойного), которая, громко сетуя на преждевременный уход из жизни своего супруга, многократно повторяла «Милый мой, хороший… На кого ты нас покинул!» В этих причитаниях следователь почувствовал нарочитость, наигрыш, фальшь и плохо скрываемый страх.
Следует отметить, что в этом доме он был впервые в жизни, причитавшей женщины, никогда не видел, и его подозрения строились на одной чувственной интуиции: «Не верю!». Возникшими подозрениями следователь ни с кем не делился, но постарался очень внимательно осмотреть место повешения, исследовать посмертную записку и организовать судебно-медицинское исследование тела покойного. В процессе этих действий интуитивные предположения следователя полностью подтвердились: у покойного оказалась сломана подъязычная кость (что характерно для удавления руками), после чего он был подвешен к петле, о чем свидетельствовало направление волокон «удавки-веревки»; «посмертная записка» оказалась фрагментом текста пессимистического содержания, вырезанного из дневника покойного. Позднее были установлены мотивы этого замаскированного убийства, совершенного женой покойного и ее любовником.
Позднее, анализируя рождение своей гипотезы с психологом, следователь объяснил свою творческую находку наблюдением за неудачной игрой на сцене актрисы, которую он видел за неделю до развития событий. По словам этого следователя, когда актриса на сцене, обращаясь к лирическому герою, произносила знакомые нам слова «милый, мой, хороший», ей не только никто не верил, но она сама себе не верила! Творческий следователь отложил эти эмоциональные впечатления в свою память и использовал в качестве ассоциации через неделю.
Творческая позиция включает в себя адекватную самооценку творческих способностей, обеспечивая творческую направленность личности, готовность к творчеству в правоприменительной деятельности. Все это в свою очередь чрезвычайно обогащает эту деятельность, повышает ее эффективность и делает ее гуманистичной. Чем выше творческий потенциал правоведа, тем, как правило, выше результативность его деятельности. Творческий элемент помогает избежать ошибок. Именно творческое начало обеспечивает высокий уровень удовлетворения ведущей потребности личности — самореализации в правоприменительной деятельности.
Творческий потенциал участника расследования преступлений проявляется в таких характеристиках как композиция всех материалов уголовного дела, правильное (или неправильное) формирование структуры уголовного дела. Здесь следует отметить, что нередко бывает случай, когда следственные материалы о раскрытом преступлении сгруппированы крайне неудачно: новому человеку (прокурору, адвокату и в особенности судье) чрезвычайно трудно бывает разобраться в сущности представленного ему следственного производства. Это обстоятельство всегда вызывает подсознательное (а иногда и сознательное!) отрицательное отношение к тем материалам, которые приходится изучать. И только очень опытные и добросовестные работники преодолевают такое отрицательное отношение, изучают по собственному плану материалы дела и формируют в процессе изучения собственную гипотезу.
Далее следует отметить, что в мастерски расследованном уголовном деле не должно быть ничего лишнего: все находящиеся в нем документы и материалы должны представлять цельную и стройную систему собранных в процессе расследования доказательств. Наоборот, при неряшливом, нетворческом подходе уголовное дело оказывается заполнено большим количеством материалов, изучение которых только отвлекает изучающего от сути проблемы: это могут быть бесчисленные допросы граждан, все содержание которых сводится к тому , что допрашиваемый слышал от неизвестных людей о совершенном преступлении(убийстве!), но сам ничего об этом не знает и по существу ничего не может рассказать и т.д.
Далее следует отметить «чувство судебной перспективы» по уголовному делу, которое, присуще хорошим следователем. Благодаря этому чувству материалы дела формируются таким образом, что они как бы представляют сценарий для судебного его прочтения. И все участники судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела как бы подчиняются внутренней логике такого сценария. А справедливый приговор является его неизбежным завершением.
Заканчивая изложение общей части учебника, мы не ставим точку: раскрытию творческого потенциала работнику оперативной системы по существу будут посвящены все последующие главы особенной части — судебной психологии.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 864;