Психология игры в системе оперативно-следственной деятельности
Для большинства оперативно-следственных ситуаций весьма характерно противостояние преступника или преступной группы следователям и оперативным работникам, которые ведут работу по раскрытию преступлений и изобличению виновных. Ситуации, которые возникают в процессе такой деятельности можно рассматривать как игры со строгим соперничеством. В этих игровых ситуациях, к сожалению иной раз победителем оказывается опытный и ловкий преступник. Победу преступник одерживает потому, что оперативные работники и следователи благодаря своей профессиональной наивности позволяют преступнику самому моделировать игровой сценарий и руководить развитием игры в нужном преступнику направлении.
Мы рассмотрим изложенное выше на следующем примере. При попытке продать украденный из магазина магнитофон был задержан раннее не однократно судимый за кражи некий Г. В кладовой магазина были обнаружены следы пальцев рук Г., а в его комнате при обыске были обнаружены еще два похищенные из магазина магнитофона, которые он еще не успел продать. Не смотря на большое количество доказательств вины, Г. на допросе заявил, что магнитофоны были переданы ему для продажи одним малознакомым человеком, а сам он к краже никакого отношения не имеет . . .
Находясь в помещении областного уголовного розыска, Г. томился в ожидании повторного допроса. В это время мимо него в кабинет начальника быстро прошли сотрудники отдела по борьбе с кражами. Последний сотрудник плохо притворил за собой дверь, и воспользовавшись этим обстоятельством Г. через дверную щель подслушал часть выступления начальника, который говорил о не раскрытых кражах из магазинов в районных центрах Сущево, Салтыковка, и др.…
Когда задержанного Г. привели в камеру, его там встретили с расспросами двое сокамерников. Оба они проявили живейший интерес к тому, за что Г. был задержан и есть ли у него сообщники. За три предыдущие судимости Г. приобрел, некоторые знания в области оперативных разработок и решил поиграть…
Своим любопытным новым соседям Г. рассказал, что его допрашивал хоть и молодой, но очень опытный следователь, который очевидно располагает данными о других преступных эпизодах. Особенно рассказывал Г. своим сокамерникам он боится, что следователь «докопается» об его участии в кражах из магазинов в Сущево, Салтыковке и др….
Когда эти «камерные признания» дошли до следователя, он вызвал Г. на повторный допрос, на котором Г. было заявлено, что следствие располагает данными об его участии в других кражах на территории области. Г. «поломавшись» признал, что действительно три месяца тому назад обокрал магазин в селе Сущево. После этого Г. повезли в село Сущево и там сфотографировали возле обокраденного магазина. И Г. в присутствии понятых заявил, что действительно несколько месяцев тому назад обокрал этот магазин. Правда, о подробностях этой кражи Г. давал очень путаные объяснения, но бывшие с ним оперативные работники «помогли» Г. разобраться в деталях этой кражи.
После этого Г. неоднократно возили в другие села и поселки, где он «признавался» в других совершенных в течение последнего года кражах. Молодые и не опытные оперативники так «полюбили» этого вора за его «признания», что, вывозя его на место кражи, стали его подкармливать и даже подпаивать. Таким образом, в течение двух недель удалось «раскрыть» пять краж из магазинов, которые якобы совершил Г.
А в суде при рассмотрении этого дела произошел скандал. Г. заявил, что вообще никаких краж не совершал, а признался потому, что к нему якобы применяли методы насилия. Обладая некоторыми актерскими способностями, Г. устроил в суде истерику. Задрав рубашку, он показывал рубцы на своем теле и уверял, что это следы насилия со стороны работников милиции (при дополнительном расследовании этого дела выяснилось, что Г. кроме воровства был еще и карточным шулером, и его много раз били, особенно в местах лишения свободы).
Г. заявил, что краж в селе Сущево, Салтыковка и других на территории данной области он не мог совершить т.к. в это время он находился в местах лишения свободы. По ходатайству адвоката в места лишения свободы был сделан запрос и заявление Г. подтвердилось… По ходатайству прокурора данное дело было возвращено и было передано более опытному следователю
Этот следователь собрал дополнительные сведения виновности Г. к краже из магазина радиоэлектроники, а по другим эпизодам дело прекратил. И этому следователю Г. рассказал как в течение последнего полугода он «играл» с органами дознания и правосудия
Наряду со знанием уголовного и уголовно-процессуального законодательства и криминалистики современный оперативный работник должен быть хорошо знаком с психологическими закономерностями различных игровых ситуаций. Он должен уметь использовать психологические приемы, способствующие разрешению сложной криминальной ситуации.
Для психологии игры характерно манипулирование и мистификация. В этой связи большое значение имеет уровень рефлексии каждого участника игровой ситуации. В данном случае мы понимаем под уровнем рефлексии способность разгадывать планы соперника, предвидеть его дальнейшие ходы и последствия этих ходов, и в конечном счете, создавать ситуацию, «провоцирующую» такие действия противной стороны, которые способствуют полному раскрытию всей криминальной ситуации.
Пример: работники уголовного розыска располагали некоторыми оперативными данными, что труп убитого преступниками человека мог быть спрятан ими на приусадебном участке, окружавшем дачу одного из них. Прибыв на место, оперативные работники обнаружили, что дачный участок представляет собой значительную территорию, на которой кроме собственно дачи расположены гаражи, финская баня, парники, плодовый сад и участок леса. Вся территория была окружена сплошным забором. Осмотр всей этой территории не давал возможности определить место сокрытия трупа. Было принято решение, в связи с наступлением темноты, отложить дальнейший осмотр до утра, а в процессе наступающего вечера и ночи использовать игровую ситуацию. Оперативные работники, громко переговариваясь между собой, сообщили, что к утру на приусадебный участок прибудет землеройная техника, которую используют для дальнейших поисков. После этого осмотр был прекращен, а за домом и участком было организованно негласное наблюдение. Его результаты оправдали ожидание. Около двух часов ночи, когда над дачным поселком наступила полная тишина – открылась задняя калитка в заборе, и появилась тележка, на которой лежал завернутый в полителеновый саван труп потерпевшего. Преступники, толкавшие эту тележку, были задержаны и полностью изобличены.
Более сложные игровые ситуации, использование рефлексии при их разрешении будут подробнее рассмотрены в Особенной части настоящего учебника в соответствующих разделах, посвященных борьбе с организованной преступностью. Следует иметь ввиду, что далеко не во всех случаях представители правоохранительной системы однозначно выигрывают в борьбе с преступностью.
Большой преступный опыт, пренебрежение моралью, широкие коррумпированные связи представляют некоторым преступникам выигрышную позицию. Для того, чтобы успешно разрешить подобную ситуацию, оперативному работнику надлежит хорошо знать закономерности психологии игры и уметь их использовать.
Одним из продуктивных приемов разрешения сложной ситуации по разоблачению преступной группы является выбор «слабого звена» и управление рефлексией группы. При этом всегда учитываются индивидуальные психологические особенности участвующих в игре фигурантов.
Так при расследовании сбыта наркотиков в особо крупных размерах в качестве подозреваемого был задержан Л. - один из лидеров преступной группировки. Разрабатывая план первоначальных следственных действий по данному делу, следователь установил, что Л. является опытным и хорошо знающим приемы оперативной разработки человека. Было установлено так же, что Л. отличается мнительностью, подозрительностью и высокой степенью тревожности. Все эти противоречивые свойства были учтены при разработке дебюта игровой комбинации. По предложению следователя Л. после задержания был помещен в одиночную камеру. И вскоре оставшись в ней один Л. начал проявлять беспокойство. Он безостановочно мерил шагами свою одиночку и вскоре обратился к дежурному : «Почему в камере с ним никого нет!». Получивший соответствующие инструкции дежурный доверительно сообщил Л., что кажется «вместе сидят те, кто уже начал девать показания» После этого сообщения волнения Л. увеличились : он лихорадочно бегал по камере, отказался от еды, а еще через некоторое время потребовал, что бы его вызвали к следователю.
Позднее Л. рассказывал, что после задержания он, зная тайны оперативной работы, предполагал, что в камере к нему обратятся с расспросами о его преступных связях. И он подготовился вести игру с «сокамерником» Пустота камеры чрезвычайно разочаровала и встревожила его. Потянулось время, в котором минуты казались часами, а часы сутками. Л. начало казаться, что он ни кому не нужен, что дело расследуется без него и что он сидит один, потому что все на него дают показания.
А когда его, наконец, привели к следователю он почти сразу начал давать признательные показания
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1070;