Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе, потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
Пролог Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т.е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н. Лосский: «Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца, и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».
Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности
Пролог Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). У В.Н. Лосского дается следующий комментарий: «…Вначале Слово было Бог, и иной, чем Отец, и Слово было у Бога. Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна – зерно, из которого произросло все тринитарное богословие, они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие».
«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27);
«Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14, 31);
«Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17).
В этих стихах указывается на различие Ипостасей Отца и Сына.
В Евангелии от Иоанна (главы 14, 15, 16) Господь говорит о Святом Духе как об ином Утешителе. Называя Духа другим Утешителем, евангелист, тем самым, указывает на личностное различие Сына и Духа.
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11). Это - самое яркое в Новом Завете указание на личностное бытие Святого Духа, поскольку сила безличная не может разделять так, как ей угодно.
Верование древней Церкви в Троичность Божества
В советское время в атеистической литературе можно было встретить утверждение, что древняя Церковь в первые века своего существования не знала учения о Троице. Однако древнейшие памятники церковной письменности не дают ни малейших оснований для подобного рода выводов.
Например, мч. Иустин Философ (середина II века): «Отца и Того, Кто пришел от Него, – Сына и Духа пророческого чтим и обожаем». Все доникейские символы веры содержат исповедания веры в Троицу.
Литургическая практика также об этом свидетельствует. Например, малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» – одна из древнейших частей христианского богослужения.
Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, - «Свете тихий»... Предание приписывает его мученику Афиногену, мученическая кончина которого, согласно Преданию, имела место в 169 году.
Об этом свидетельствует и практика совершения крещения во имя Пресвятой Троицы.
В Дидахи - «Учении двенадцати апостолов», - который датируется 60-80 гг. I столетия, уже содержится крещальная форма, которой мы пользуемся сегодня: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».
Учение о Троице совершенно явно выражено в творениях св. Иринея Лионского, Тертуллиана и других авторов II века.
57. Творение мира, причина и цель творения, образ творения.
Образ Божественного творения мира[Левшенко]
Речь идет о том, каким образом Бог сотворил мир. Мы знаем – Словом Божиим:«Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 3).
Нам трудно себе представить, что такое было Слово Божие, когда мира не было совсем. Здесь вопрос очень трудный. Для нас, вероятно, это не случайное откровение, которое говорит как бы о словах в человеческом смысле («Рече Бог: да будет»). Всякий раз предупреждается о том, что словами нашими творится действительность; что нашим языком, нашей болтовней, нашим созданием самих идей мы определяем наше собственное будущее. Говорится, что за всякое праздное слово человек даст ответ на Страшном суде, потому что это не просто праздное слово, апраздное слово, которое создает действительность. Мы знаем, что Матерь Божия дает согласие на рождение Сына Мессии именно словами. И не будь этих слов, не было бы и Боговоплощения. Так что слова имеют очень большое значение.
Побуждение и цель творения
Свв. Отцы считают, что побуждением для творения явилась благость Божия, которая желает, чтобы не только Бог пребывал в блаженстве, но и чтобы было осуществлено блаженство твари. Это и есть полнота Божества, которая изливается за край Его. Цели творения – блаженство твари и слава Божия. Эти две цели между собою совпадают, потому что слава Божия, прославление Бога одновременно означает участие в блаженстве того, кто Его прославляет.
Цитата из «Православного исповедования»: «Должно веровать, что Бог, будучи Благ и Преблаг, хотя Сам в Себе Пресовершен и Преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости».
Совершенство творения
Совершенство творения означает, что сотворенное отвечает своему назначению, своим целям. Эти цели существуют у всего в нашем мире.
«И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» (Быт. 1, 31).
«Всякое создание Божие добро» (1 Тим. 4, 4) – речь идет уже о падшем как бы мире. Т.е., по природе своей все является добром, в том числе и падшие ангелы. Зло получилось от извращения пути, - оно появляется из-за того, что тварь не отвечает своему назначению. Наоборот, зло употребляет назначение и идет совершенно в другую сторону, по своему свободному произволению, но по природе своей – добро. Значит, для падших есть возможность восстать. Правда, Откровение говорит здесь разное. Например, для укоренившихся во зле падших духов наступает такой момент, когда невозможно обращение к добру. Но для человека, пока он жив, как бы низко он ни пал, всегда есть возможность для обращения.
Это не самый лучший из миров, ибо «будет Новое небо и Новая земля, в них же правда живет» (2 Пет. 3, 13).
Порядок творения мира и главные виды творения
Мы рассматриваем следующие виды творения, данные нам в опыте либо в Откровении: духовный мир, вещественный мир ичеловек,который стоит на границе этих двух миров.
Что касается порядка творения мира, то здесь есть две гипотезы (в Откровении не сказано о порядке творения мира): регрессивный и прогрессивный порядок.
Регрессивный порядок. В религиях персов, египтян, в философских учениях Востока говорится о том, что сначала сотворены наиболее высокие, наиболее близкие к Богу предметы, а потом все более грубое.
Прогрессивный порядок. Здесь представлено то, что говорится в Откровении (книга Бытия). Говорится о вещественном мире, который сотворен в порядке прогрессивном: более сложные, более совершенные твари идут от начала мира до шестого дня творения.
Творение вещественного мира [Катихизис]
Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» в Библии многозначно, оно может означать как астрономические сутки (24 часа), так и некоторый неопределенный период времени. Какой по продолжительности период времени это слово означает в 1-ой и 2-ой главах книги Бытия, неизвестно.
Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел:
в первый день – свет;
во второй день – твердь, то есть видимое небо;
в третий день – вместилища вод на земле, сушу, растения;
в четвертый день – солнце, луну, звезды;
в пятый день – рыб и птиц;
в седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского означает покой (Быт. 2, 2).
58. Природа ангелов, небесная иерархия.
Промысл Божий о мире духовном
Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие - демоны или бесы. И промышление Божие о двух категориях бесплотных духов, естественно, различно.
Промысл Божий о добрых ангелах
Промысл Божий об ангелах добрых выражается в сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т.е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь - путь непосредственного служения Богу - и косвенный путь, т.е. через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1093;