Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях.
Священное Писание и Предание Церкви говорит нам о существовании особых мест, в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это означает, что в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие. Священное Писание говорит нам, что такими местами особенного присутствия Божественного являются: небеса (Пс. 113, 24); храм (3 Цар. 9, 3) (это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства и, прежде всего, таинство Евхаристии); человек (2 Кор. 6, 16), который может стать, по выражению апостола, «храмом Духа Святого», «святые места».
Катафатическими (духовными) свойствами существа Божия называются такие свойства, которые «говорят о том, как Бог открывается в мире» [Алипий].
Сами имена Божии (катафатические имена) можно разделить на две группы:
- первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д.
- вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку, например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.
Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение, всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость, святость, правда.
Разум, Премудрость и Всеведение
О Божественном разуме в силу нашей ограниченности мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и, естественно, такие аналогии несовершенны.
В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т.е. способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением. Иметь способность познавать и иметь знание – вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение, или ведение совпадают.
Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в этимологии слова: Бог знает все.
Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Свою триединую природу: «...никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф. 11, 27);
Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о своих делах:«Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18);
Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически, оно означает совершенное знание целей и средств их достижения: «Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24).
В Ветхом Завете премудрость занимает совершенно особое место, о ней неоднократно говорится как о некоторой личности, которая содействует Богу, соучаствует в Божественных делах, или даже иногда как о некотором самостоятельном субъекте действия. Например, когда речь идет о творении, говорится, что премудрость во время творения была при Боге «художницей», что она «веселилась пред лицом» Божиим во время творения (Прем. 8, 27-31).
В Новом Завете имя премудрость обычно прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, в 1 Кор.(1, 24) о Христе говорится как о премудрости Божией. Именно во Христе откровение Божественной премудрости достигает своей полноты, и поэтому святоотеческая мысль говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости.
Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называются в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской. Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием.
Всемогущество
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17,1) – Бог говорит Аврааму;
«Бог творит все, что хочет» (Пс. 134, 6);
В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением. У человека сначала возникает некое желание, потом человек прикладывает некоторый труд, чтобы это желание осуществилось. В Боге этого расстояния между желанием и его осуществлением нет:
«Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32, 9).
Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог «творит мыслью». Это означает, что в Боге разум и воля – одно.
Всеблаженство
Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую. Собственно, в этом и состоит верховное благо.
Благость, Любовь и Милость
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и во вне Существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько они могут принять по природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир, и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости.
Три свойства: благость, любовь и милость – являются различными аспектами одного и того же свойства. По существу, любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам.
Любовь – одно из самых сокровенных имен Божиих. Не случайно евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном Послании дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Бог неизменен в Своей природе – Он всегда есть Любовь.
Милость Божия есть проявление благости и любви к падшему человечеству, особенно к грешникам, иначе говоря, милость – это любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством, как долготерпение.
Пророк Давид говорит: «Все пути Господни – милость» (Пс. 24, 10).
Святость
Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло.
Слово «Святый», как имя Бога, в Священном Писании встречается неоднократно, например, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 2).
Требование святости от твари: «...будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1, 16).
Само слово «святый» буквально означает отделенный, несоизмеримый, т. е. несоизмеримый ни с чем тварным. Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава. «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).
Именно потому, что Бог есть Свет и не причастен тьме, Он требует святости от тех, кто желает общения с ним: «...святы будьте, ибо свят Я» (Лев. 19, 2).
Правда Божия
Правда Божия является следствием свойства святости. Поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости.
В правде Божией можно различать два действия – правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак. 4, 12), - то есть Бог одновременно является и Законодателем, и Судией.
Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-первых, естественный закон: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли» (Рим. 2, 14-15).
Но поскольку человеческое естество помрачено грехом, естественных сил для нравственной жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, которое преподано нам в Завете Новом.
Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон.
В Священном Писании правда Божия может пониматься как сила, которая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию.
«Животвори меня правдою Твоею» (Пс. 118, 40); «правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его» (Пс. 102, 18).
В Новом Завете под правдой Божиейпонимается божественная милость, благодать, спасение, подаваемые всем уверовавшим во Христа.
Правда, к которой человеку возможно приобщиться, во всей полноте открылась в Иисусе Христе. Через веру во Иисуса Христа человек приобщается правде Божией.
Любовь и Правда Божии в их соотношении
Бог свят и, следовательно, требуя совершенства от тварей, Он не может быть равнодушен к добру и злу. Именно поэтому Он ограничивает проявление зла в мире. Поскольку Бог всеблажен, и все силы Его находятся в гармоничном соответствии, любовь в Боге ни в коей мере не противоречит справедливости.
Любовь Божия справедлива, а правда Божия одушевлена любовью, потому что любовь без правды вырождается в благодушие, сентиментальность и откровенное попустительство греху, а правда без любви оборачивается жестокостью.
В Притч. 3, 11-12 о соотношении любви и правды Божией сказано: «кого любит Господь, того и наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». А в Откр. 3, 19 Господь в обращении к Лаодикийской Церкви говорит: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю».
56. Догмат о Пресвятой Троице, свидетельства Св. Писания, ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы, троичные аналогии в тварном мире.
Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, - Троица единосущная и нераздельная.
Само слово «Троица» (Trias) - небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским.Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Никакая естественная философия не смогла подняться до учения о Пресвятой Троице.
Догмат о Пресвятой Троице непостижим; это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.
Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.
Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем, только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н. Лосский говорит: «Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».
Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. В.Н. Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы»...
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Указание на множественность Лиц в Боге в Ветхом Завете:
«Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1,1). Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элогим» – во множественном и буквально означает «боги».
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26) – сотворение человека;
«И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт. 3, 22);
«И сказал Господь: ... сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11, 6-7) – Вавилонское столпотворение.
Указание на три Лица:
Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников, Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом «Господь» (евр. Адонаи) (Быт. 18, 1-3), то есть в единственном числе. Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Пророк Исайя в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк услышал глас Божий: «кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?». Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе (Ис. 6, 3, 8).
Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца
Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен.
Во-первых, это так называемый «Ангел Иеговы». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Агари на пути в Суру (Быт. 16, 7-14); Аврааму во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18); при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15).
Пророк Исайя говорит: «Он (т.е. Господь) был для них Спасителем, во всякой скорби их Он не оставлял их (имеется в виду израильтян) и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63, 8-10).
Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная Премудрость. В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть «Дух Единородный». В Сирах Премудрость говорит о себе: «Я вышла из уст Всевышнего» (Сир. 24, 3). В Прем. 9,4 сказано, что она «приседает Престолу Божию». Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.
Об отношении Премудрости к творению мира, о ее соучастии в творении мира. В Притч. 8, 30сама премудрость говорит: «...я была при Нем (т.е. при Боге) художницей» во время творения мира. О соучастии премудрости в деле Промысла -в 10 главе книги премудростей говорится, что Премудрость вывела народ из Египта.
Основные интуиции Ветхого Завета в учении о премудрости.Совершенно очевидно, что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество.
Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости. Например, в Сир. 24 премудрость о себе говорит: «Я как виноградная лоза, произращающая благодать». Господь в Новом Завете: «Аз есмь виноградная лоза, а вы ветви». Премудрость говорит: «Приступите ко мне». Господь в Новом Завете – «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные»...
Следующее наименование Сына Божия в Ветхом Завете – Слово.
«Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его все воинство их» (Пс. 32, 6).
В Новом Завете Слово является наименованием Второго Лица Пресвятой Троицы. На Сына, Его отличие от Отца указывают также ветхозаветные мессианские пророчества.
«Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2, 7) - в этих стихах указывается, с одной стороны, на личностное отличие Отца и Сына, а с другой стороны, и на образ происхождения Сына от Отца – через рождение.
Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына
«Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Слово «носился» в русском переводе не соответствует смыслу еврейского текста, поскольку еврейское слово означает не просто перемещение в пространстве. Буквально оно означает «согревать», «оживотворять».Речь здесь идет не о перемещении в пространстве, а о творческом Божественном действии.
«Они возмутились и огорчили Святого Духа Его» (Ис. 63, 10);
«Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16).
В этих словах Ветхого Завета о Духе Божием заключено указание, во-первых, на личностность Святого Духа, поскольку огорчить безличную силу невозможно, и безличная сила не может никого никуда послать. Во-вторых, Святому Духу усваивается соучастие в деле творения.
Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви в троичность Лиц Божества.
Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Указания Нового Завета на троичность Лиц без указания Их различия
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1881;