Письма 5:76
Однажды Джон Уэсли в разговоре с Адамом Кларком тонко подметил: «Если бы мне довелось заново писать книгу моей жизни, ее начало пришлось бы на времена, когда я еще не родился». Для него очень типично реалистически отдавать дань прошлому. Происхождение оказывает влияние на личность, и очень легкомысленно с нашей стороны было бы не обратиться к родовым корням Уэсли. Бог призвал его к евангелистской деятельности, и подготовка к ней началась задолго до его прихода в мир. Подобно пророку Иеремии, он был уверен, что божественный замысел о нем повлиял и на его предков: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:5). Размышляя о неустанном служении Уэсли во всех уголках страны, д-р Молдвин Эдвардс задается вопросом: «Что заставляло его пускаться в бесконечные путешествия?» и отвечает: «В строгом смысле слова, это было у него в крови».
Происхождение Уэсли вызывает особый интерес с точки зрения духовной. Сам он не проявлял никакого интереса к своей генеалогии по той причине, что никогда не ощущал ни социального, ни родового превосходства. Но вслед за евангельским обращением и вступлением на путь, уготованный ему Богом, Уэсли понял, как провиденциально то, что своими родовыми корнями он подготовлен к служению. В самом деле, как напоминает нам каноник Литем, «если хорошенько рассмотреть родословную Уэсли, то мы обнаружим пуританство в его наилучших интеллектуальных, культурных и религиозных образцах».
Уэсли говорил о сыне, отце и деде, имея в виду преемственность истинной евангельской проповеди. Можно сделать еще один шаг назад — его прадед тоже принадлежит к этому ряду. Уволенный с прихода в 1662 г. Бартоломью Уэстли (буква «т» исчезла из родовой фамилии, когда отец Джона Уэсли переехал в Оксфорд) был одним из известнейших пуритан периода Английской республики. По словам Калами, наряду с богословием он изучал в Оксфорде медицину. Это сослужило ему хорошую службу, когда его лишили прихода и содержания.
Около 1640г. Бартоломью Уэстли был приходским священником Хармутского и Кейтерстоуновского приходов в Дорсете. В 1650 г. приходы посетила инспекционная комиссия, с тем, чтобы уточнить список приходских священников и их доходов. Так в списке впервые оказалась фамилия Уэстли. В сентябре 1651 г. Карл II, разбитый в Вустерской битве, бежал во Францию. Лодка, в которой он должен был достичь поджидавшего его судна, задерживалась, и королю вместе со свитой пришлось провести всю ночь на постоялом дворе в Хармуте. На утро подозрительные слухи разнеслись по округе, и конюх побежал сообщить новости священнику. Однако Уэстли молился в церкви; когда он закончил, побежденный король уже исчез. Позже Уэстли не без юмора заметил приятелю, что если Карл когда-нибудь вернется, то несомненно будет любить длинные молитвы — закончись служба раньше, священник уж точно «изловил бы» короля7. В рассказе об этом эпизоде Уэстли именуется «хилым попиком». Очевидно, он был таким же тщедушным, как его правнук, да и, похоже, все Уэсли.
Как мы уже отмечали, Уэстли уволили в 1662 г.; тогда он служил в Аллингтоне, близ Бридпорта. Когда именно он заступил на приход, неизвестно. После увольнения он связал свою судьбу с местными гонимыми нонконформистами и проповедовал на их собраниях. Известно, что «речи его отличались необычной простотой, что мешало его популярности»10. Умер Бартоломью Уэстли в 1671 г. и был похоронен, согласно проф. Мартину Шмидту, «на прибрежном кладбище, с которого открывался далекий вид на небольшую долину Лайм-Регис. Некогда, в пору гонений, он устраивал там тайные встречи с немногочисленными верными членами своей конгрегации».
Если уже в личности Бартоломью Уэстли угадываются семейные черты, то тем более это можно сказать о его сыне. Первый в ряду тех, кто носил имя прославленного проповедника, несомненно был достойным представителем рода. Многие события его жизни словно предуготавливают судьбу его еще более великого потомка, причем самым удивительным образом. В описании Неемии Карнока Джон Уэстли — «храбрый, умный, образованный, бесхитростный странствующий проповедник». Сохранившийся портрет хорошо передает черты его личности: хотя и одетый в священническое облачение, Уэстли похож скорее на солдата, чем на священнослужителя, и не потому, что у него очень грозный вид, а скорее благодаря твердой решимости, которая сквозит во всем его облике13. Уэстли покровительствовал Джон Оуэн, пуританский богослов, занимавший должность проректора Оксфордского университета. Калами отмечает, что Оуэн был «необычайно добр» по отношению к Джону Уэстли, когда тот учился в Нью-Ин-холл, где изучал восточные языки и теологию. Среди современников Оуэна выделялись Томас Гудвин, Стефан Чарнок, Джон Хау, Филип Генри, Джозеф Аллен - яркая плеяда пуританских деятелей.
По окончании университета Уэстли некоторое время был связан с «индивидуальной церковью» Джона Джанеуэя в Мелком-Регис, где служил проповедником и портовым капелланом. Там же он стал странствующим евангелистом и свидетелем многих обращений. В 1638 г. кромвелевские судьи назначили его священником приходской церкви в Уинтернберн-Уитчёрч — при том, что он не рукополагался епископом и, по слухам, даже проповедовал против епископства. Женился Уэстли на дочери Джона Уайта, одного из двух асессоров Уэстминстерской ассамблеи. Известный своими выступлениями против арминианского учения и чрезмерного ритуализма, Уайт был для архиепископа Лауда как кость в горле.
В 1661 г. против Джона Уэстли выдвинули обвинения за отказ служить литургию по служебнику. Он оказался в тюрьме и на следующий год был лишен права служения. Калами опубликовал материалы допроса, учиненного епископом Бристольским Гилбертом Айронсайдом. Эти материалы были воспроизведены в дневнике самого Уэстли, к сожалению, утерянном. Джон Уэсли наткнулся на них в 1765 г. и посчитал их настолько важными, что целиком поместил их в собственный «Дневник».
Вполне естественно, что первый же вопрос, заданный епископом, касался законности рукоположения Уэстли, — если, конечно, тот подтверждает факт рукоположения. Разговор автоматически сменил направление, когда Уэстли прямо заявил, что он послан проповедовать Евангелие. «Кто вас послал?» — спросил епископ. «Церковь Иисуса Христа», - ответил проповедник. «Что это за церковь?» «Церковь Христа в Мелкоме». Это была конгрегация Джа- неуэя, которую епископ назвал «раскольнической и еретической». Однако Уэстли твердо отвергал обвинения. «Каким образом церковь, о которой вы говорите, могла послать вас на проповедь? — продолжал допрос епископ. - Этак всякий мог бы проповедовать». «Не всякий. Не каждому дарованы дар и благодать проповедника. Кроме того, я могу сообщить вашему преосвященству и о других обстоятельствах в пользу своей проповеди».
Дальнейший ход беседы представляется нам столь важным, что мы передаем ее дословно (для краткости «Уэстли» и «епископ» обозначаются буквами У. и Е.): «Е. Если вы проповедуете, то должны делать это в соответствии с правилами Англиканской церкви, предусматривающими порядок посвящения на проповедь. У. Что ваше преосвященство имеет в виду под «посвящением»? Е. Вы что, не понимаете? У. Если речь идет о тех, кто послан с проповеднической миссией, в соответствии с Рим. 10, то да, я был посвящен. Е. Именно это я имел в виду. В чем же состояла ваша миссия? У. Моя миссия от Бога и человека. Е. Вы должны были осуществлять ее в соответствии с законом и правилами Англиканской церкви... У. Совесть не позволяла мне получить посвящение, о котором вы говорите. Е. Какие причины мешают вам его получить? У. Я не призван на церковную службу, и, таким образом, не могу быть посвящен. Е. Почему же вы, несмотря на это, проповедовати? У. Я призван к обязанности служить, а не к служебным обязанностям. Полагаю, что мы должны здесь различать vocatio ad opus, et ad minus (призвание к службе и призвание к служению). Е. Но почему вы не можете состоять на церковной службе? У. Если угодно вашему преосвященству, я не могу считать, что эти люди подходят для моей службы. Е. Вы имеете в виду церкви-собрания? Но у нас в Англии не должно быть таких церквей, и вы это скоро поймете. Нужно единство без разделения, а единства нет без единообразия». Отметим, что обсуждение столь важных тем предвосхищало не только события XVIII в., но и наше экуменическое время.
Сильнейшим аргументом Уэстли в пользу своего служения было количество обращенных. Точно такой же линии придерживался впоследствии его внук. «У. Бог даровал мне успех, явным образом обратив многие души. Е. Что ж, с вашей точки зрения, может быть, это и так. У. Именно, приведя их к благочестию от невежества и скверны. С разрешения вашего преосвященства, какой бы признак благочестия, указанный в Писании, вы не взяли, он обязательно обнаружится у этих людей. В противном случае я готов отказаться от служения, пусть тогда и решается моя судьба. Е. Вы говорите о благочестии, каким вы его воображаете. У. Да, исходя из реалий веры. Обратимся к любой общеизвестной книжке, где описываются благодатные дары. Они нисходят на них и присутствуют в них. Е. Сколько таких людей? У. Я их не считал. Е. Где они? У. Везде, где я был призван проповедовать — в Рэдполе, Мелкоме, Тёрнвуде, Уитчёрче, на побережье. И я бы добавил еще одно, это существенно для моей миссии: когда церковь увидела, что Бог поддерживает меня, она стала посвящать отдельный день посту и молитве, испрашивая благословений на все мои дела. Е. Индивидуальная церковь? У. Да, ваше преосвященство. И я не стыжусь своей принадлежности к ней. Е. А вы не заблуждаетесь, толкуя намерения апостолов? Они шли обращать язычников. Кто может поручиться за ваши индивидуальные церкви? У. У нас есть ясное, полное и исчерпывающее правило для евангельского служения, записанное в Новом Завете и зафиксированное в Деяниях и апостольских посланиях». Однако с последним тезисом епископ решительно не согласился. Он готов был признать обязательными апостольские предписания, но не их выполнение. Уэстли же настаивал на том, что обязательно и то, и другое.
Завершился допрос вполне мирно. Хотя от д-ра Айронсайда, как епископала, вряд ли можно было ожидать сочувствия пуританистским доводам Джона Уэстли, он с уважением воспринял искренность Уэстли и оценил высокие интеллектуальные способности необычного молодого евангелиста. Приведем заключительную часть беседы. «Е. Таким образом, вы полагаете, что ваша проповедь допустима, хотя и не прошли посвящения согласно существующему закону? У. Все указанные обстоятельства, в их совокупности, кажутся мне убедительными основаниями для моей деятельности. Е. Их недостаточно. У. В пользу проповеди одаренных людей было написано так много и с такой похвалой, что до сих пор никто не привел достойных возражений. Е. Вы можете еще что-нибудь мне сообщить, м-р Уэстли? У. Нет. Вы сами меня вызвали, ваше преосвященство. Е. Я рад услышать это из ваших собственных уст. Итак, вы останетесь верны своим принципам? У. Постараюсь, милостью Божьей, а также останусь верен его королевскому величеству, как бы вы не сочли нужным поступить со мной. Е. Не смею вас больше задерживать. У. Прощайте, сэр. Е. Прощайте, любезный м-р Уэстли»19. Само собой разумеется, что при подобных убеждениях Уэстли, как бы к ним не относился епископ, нельзя было воспрепятствовать исполнению закона — что и произошло.
Профессор Шмидт комментирует допрос, исходя из дилеммы, возникшей уже перед самим Уэсли в XVIII в.: будучи рукоположен епископом на священническое служение, он стал странствующим проповедником, при этом совершая противозаконное вторжение в жизнь других приходов и используя в качестве помощников мирян, пусть и имевших явное призвание к проповеди. «Гордое осознание того, что ты послан, что ты безраздельно подчиняешь свои действия библейским заповедям, решимость обратиться к древнему христианству, упор на видимые результаты как плоды твоего труда и на обращение как решающую цель — все это снова проявилось в его внуке»20. С этого момента Джону Уэстли пришлось вести жизнь «самого неземного нонконформиста», по изящному определению эксцентричного антиквария Марка Нобла.
Где бы Уэстли не появлялся, его ждали новые гонения. По сообщению Калами, «его часто беспокоили, несколько раз арестовывали, четырежды сажали в тюрьму». «Он пережил множество трудностей и опасностей, но чудесным образом сохранял спокойствие и присутствие духа, а нередко в самую нужную минуту к нему приходила неожиданная помощь». Джон Уэстли умер в тридцати четыре года, немногим ранее своего отца24. «Основатель методизма был истинным наследником этого благочестивого человека, — писал Телфорд. — Проповеднические странствия, забота о своем ‘улове’, неотступное следование своим принципам, успехи в обращении душ к Богу, простая благочестивая жизнь — все это проявилось в его знаменитом внуке».
Дед Джона Уэсли со стороны матери был одним из самых известных пуритан-нонконформистов: не случайно Карнок величал его их «главой». Д-ра Сэмюэля Анзли изгнали из лондонской церкви Сент-Джайлс (Крипплгейт), где Оливер Кромвель женился на Елизавете Буршье; их сын Ричард давал ему рекомендацию. Единственный сын богатого землевладельца, Сэмюэль Анзли окончил с отличием оксфордский Куинс-колледж и в 1648 г. получил степень доктора права. Как пишет Калами, «он очень рано испытал религиозные чувства и говорил, что не знает точно, когда обратился». Рукоположенный в пресвитеры в 1644 г., Анзли служил морским капелланом, потом настоятелем в Клиффе, под Грейвсендом. В 1652 г. он получил назначение в церковь Сент-Джон на Фрайди-стрит, а в 1658 — в церковь Сент-Джайлс. В этой исторической церкви покоятся Джон Фокс и Джон Мильтон. Анзли опубликовал сборник проповедей, про которые Шмидт говорил, что они «занимают важное место в литературе о пуританской теологии совести и жизни по совести». Одну из проповедей Анзли его внук положил в основу своей собственной проповеди.
После изгнания из Сент-Джайлс в 1662 г. д-р Анзли остался верен призванию проповедника и со временем, вместе с единомышленниками, смог организовать молитвенный дом при Литтл-Сент- Хелен на Бишопсгейт-стрит, который стал цитаделью лондонского нонконформизма. Тридцать с лишним лет, по словам Шмидта, «он оставался патриархом диссентерства в столице»; именно ему хватило мужества совершить первое публичное рукоположение нонконформистских церковнослужителей со времен Великого изгнания311. Судья из Новой Англии Сэмюэль Сьюэл оставил нам замечательный портрет этого благородного человека при совершении святого причастия. Анзли переходил от скамьи к скамье, причащая верующих и «обращаясь к ним с подобающими словами». Когда он поднес чашу Сьюэлу, то произнес фразу, которая оставалась со Сью- элом всю его жизнь: «Ради Христа не останавливайтесь ни перед чем». Под этим девизом прошла вся жизнь Анзли, а впоследствии — и жизнь Джона Уэсли.
Д-р Анзли женился на дочери еще одного Джона Уайта — выдающегося юриста-пуританина, депутата парламента от Саутварка. В Долгом парламенте он был председателем «комитета по делам опозорившихся священнослужителей», который лишал права на служение тех представителей духовенства, чья жизнь не соответствовала их призванию. Уайт входил и в число асессоров-мирян Вестминстерской ассамблеи. Таким образом, оба прадеда Джона Уэсли по материнской линии присутствовали на том памятном собрании.
Один из самых знаменитых портретов Уэсли оставил нам член Королевской Академии художеств Джон Майкл Уильямс. Стоя перед портретом, д-р Александр Макларен воскликнул: «Теперь я вижу человека, который сдвинул Англию с места!» «Когда ты смотришь на картину Уильямса, так и видишь пуританских предков Уэсли, глядящих на тебя с холста», - утверждает Джон Саймон. Библиограф Ричард Грин справедливо относил облик Уэсли на этом портрете к «мильтоновскому типу». И в самом деле, безымянные гравюры с изображениями Мильтона и Уэсли нередко путали. Дин Хаттон прав, когда указывает на наследственную твердость Уэсли и даже на его «сознательное упрямство», заставлявшее его идти против течения. Можно заключить, добавляет он, что у этого человека «нонконформизм был в крови».
С другой стороны, нельзя не признать, что родители Уэсли были убежденными англиканами. Как бы ни впечатляло пуританское наследие, доставшееся Уэсли от предков, непосредственно от родителей он воспринял благочестие Англиканской церкви. Несомненно, в сочетании этих влияний следует искать ключ к его личности. В его характере сошлись англиканин и пуританин; по словам Кадмена — «последовательность и достоинство одного, бесстрашная инициативность и аскетизм другого». Эти же черты были присущи родителям Уэсли; как и их сын, при всей своей приверженности государственной церкви, они не могли полностью отрешиться от своих корней. Под крышей дома приходского священника в Эпворте. где 17 июня 1703 г. родился Джон, соединились два направления английской христианской традиции. По словам А.У. Харрисона, «в эпвортском доме царила атмосфера Высокой церкви, но, в сущности, это был пуританский дом»39.
Отца Джона Уэсли, Сэмюэля, готовили к диссентерскому служению. Он родился в зловещем 1662 г. и не достиг еще восьмилетнего возраста, когда семья лишилась своего главы. В детстве Сэмюэль перенес все лишения, которые выпадали страдавшим во имя незапятнанной совести. До 14 лет он посещал свободную школу в Дорчестере, где его преподавателем был Генри Роллинг, получивший известность как переводчик на латынь Карлинианского наставления в благочестии «Все об обязанностях человека»40. Благодаря великодушию нонконформистских покровителей, Сэмюэля Уэсли послали в диссентерскую академию в Степни, принципалом которой был оксфордец Эдвард Вил. Затем он учился в таком же колледже в Сток-Ньюингтон; должность ректора в нем занимал Чарльз Мортон, позже проректор Гарвардского университета41. Одним из соучеников Джона был Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо»42. Казалось, все шло к тому, что Сэмюэль станет священнослужителем нонконформистской церкви.
Однако события приняли совершенно неожиданный оборот. В качестве одного из учебных упражнений Сэмюэлю поручили опровергнуть англиканскую диатрибу против диссентеров. Исследовав все аргументы, он пришел к заключению, что англиканские обличения справедливы. Мгновенная юношеская реакция вовсе не кажется случайной для будущего Сэмюэля Уэсли, каким мы его знаем: он вознамерился решительно порвать с семейными традициями. Сэмюэль всегда выбирал бесповоротно одно из двух. Отныне он столь же искренне защищал англикан, как ранее отстаивал диссентеров. С этого момента у Англиканской церкви не было более пламенного поборника. Университет открыл для него свои двери, и Сэмюэль приехал в Оксфорд с суммой, достаточной для уплаты вступительного взноса за обучение. Он переходил с курса на курс, зарабатывая деньги преподаванием и выполняя задания за других. Таким образом, он оказался подготовлен к принятию духовного сана. По точному замечанию профессора Шмидта, «необычный поворот в его жизни обусловил две характерные черты его формирующейся личности. С одной стороны, он многим обязан пуританскому акценту на покаяние, обращение и возрождение; с другой стороны, у него был исторический интерес к Просвещению». 7 августа 1689 г. Сэмюэль Уэсли был рукоположен в дьяконы, а 24 февраля 1690 г. — в священники.
Говоря о Сэмюэле Уэсли как о «высокоцерковнике», уточним прежде всего нашу терминологию. Хотя в то время понятия «низкой церкви» и «высокой церкви» уже существовали, они еще не несли в себе смысл, который известен нам сегодня. Не следует толковать ранний латитудинаризм в категориях трактарианских настроений XIX в. и даже концепций, становление которых относится к концу XVIII в. Высокоцерковничество Уэсли можно назвать скорее политическим и экклезиастическим, а не доктринальным и священническим. Он был решительным противником диссентерства (так сильно сказался его протест против некогда полученного воспитания) и горячо поддерживал корону, хотя без особых проблем перенес свою преданность на Оранский дом. Но в своих теологических пристрастиях он оставался, по словам Мура, «истинным другом протестантского дела» и не отказался от принципов реформатства, которые он впитал с юности48. Из пуританского образования он вынес большой интерес к библейскому экзегезису.
В письме к «Джону Смиту» от 1748 г. Джон Уэсли коснулся взглядов своего отца, который «был знаком с верой евангельской, раннехристианской и наших первых реформатов; той самой, которую я проповедую силой Божьей, столь же новой, как и христианство». Немаловажно то обстоятельство, что Джон Уэсли включил своего отца в ряд представителей своей семьи, которые проповедовали истинное Евангелие. На смертном одре Сэмюэль признался сыну; «Внутреннее свидетельство, сын мой. Внутреннее свидетельство — это и есть доказательство, сильнейшее доказательство христианства». Эти слова, пронизанные типично пуританским духом, обращены назад — и одновременно вперед, к учению Уэсли об убежденной вере.
Сюзанна Уэсли во многих смыслах занимала главенствующее положение в эпвортском доме. Сэмюэль женился на ней в 1688 г., и Сюзанна принесла в семью поистине уникальные дары. Дочь д-ра Анзли, она унаследовала богатые традиции; по словам Роберта К. Монка, «дом Анзли представлял собой выдающийся пример пуританской семьи, где строгие требования к образованию сочетались со строгим благочестием и высокой нравственностью. Кроме того, поскольку дом был оплотом нонконформизма, дети привыкли к бурным теологическим дискуссиям». В первые годы служения Джон Уэсли неизменно советовался с матерью по спорным вероучительным вопросам. Но, как и ее муж, Сюзанна оставила диссентерство и нашла свое место в англиканстве. Это решение она приняла в зрелом возрасте, тринадцатилетней — раз и навсегда.
Однако ошибкой было бы считать, что она забыла свое нонконформистское прошлое. По словам Руперта Дэвиса, внешне отвергнутые диссентерские принципы «никогда не переставали бурлить в ее крови». И личное благочестие, и наставления, которые она давала детям, носили преимущественно пуританский характер. Ее основные духовные приоритеты по большей части проистекали из нонконформизма, хотя и выражались в рамках англиканства. Она много читала и англиканских, и католических богословов, но пищу для души находила в пуританской классике. «Ее духовная жизнь во многих случаях носит отпечаток пуританского воспитания, - пишет д-р Джон А. Ньютон. — Тщательно составленное расписание, обязательное время для медитации и отчета перед Богом, ведение духовного дневника, соблюдение строгой пуританской субботы — все это элементы ее «метода» жизни, если употребить ключевое пуританское слово, имевшее хождение задолго до начала деятельности Джона Уэсли». Так что не будет преувеличением сказать вместе с Ньютоном, что «Уэсли с молоком матери впитал в себя пуританское влияние».
Смешанное англиканско-пуританское наследие оставило заметный след в Джоне Уэсли. Он оставался англиканином до последнего дня жизни, придерживаясь высокой самодисциплины и стремясь к внутрицерковным реформам. Он любил богослужение и был убежден, что в догматах и проповедях запечатлена сущность евангельской веры. Но свою миссию он осуществлял скорее в духе предков-нонконформистов. Его без остатка поглощала забота о человеческой душе, и если церковь вставала на его пути, он без колебаний отставлял ее в сторону. Так прорывался наружу скрытый в нем бунтарь.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 730;