Дневник 1:467
Только начиная с 1725 г. появляются признаки того, что отношение Джона Уэсли к христианской вере стало по-настоящему искренним. Раньше он, так сказать, изображал из себя верующего, чему его успешно научили в Эпворте. За время обучения в школе и до окончания университета он не слишком глубоко осознавал свое призвание. Но по мере того, как приближался момент рукоположения, духовные поиски Уэсли обретали все большую основательность. Эти поиски заняли у него ровно тринадцать лет. Здесь было все — повороты и зигзаги, взлеты и падения. Путь Уэсли не назовешь прямой дорогой паломника. Но в итоге он получил живой опыт спасительной веры: в противном случае он никогда бы не смог взяться за дело миссионерства. Прежде чем предлагать Христа другим, он должен был встретить Его сам.
Уэсли неоднократно предавайся размышлениям о собственном пути христианина, но самое важное и подробное из свидетельств содержится в его «Дневнике». Оно было записано непосредственно перед рассказом о евангельском обращении, что уже само по себе подтверждает ту решающую роль, которую отводил Уэсли этому событию. Уэсли отдает дань влиянию дома, где получил «строгое воспитание и заботливые наставления»'. И все же он старался исполнять лишь внешние обязанности, налагаемые на христианина, не вникая в суть вещей. Несомненно, все христианское впечатляло его, но не захватывало душу. По собственному признанию, он оправдывался не слепотой, а нерадивостью. «Все, что мне говорили о внутреннем послушании и святости, я не понимал и не запоминал, так что я точно был несведущ в истинном значении закона, равно как и в Евангелии Христовом».
Мы уже приводили впечатления Уэсли о годах, проведенных в Чартерхаусе. Свободный от строгих правил эпвортского дома, он стал беззаботно относиться даже к соблюдению внешних обязанностей. Тем не менее, он продолжал читать Библию, ходил в церковь и молился. Уэсли рассчитывал, что спасется хотя бы потому, что он не такой плохой, как другие. Лучшее, что можно было тогда сказать о нем, по собственным его словам - что он «пока еще сохранял привязанность к религии». За первые пять лет в Оксфорде ничего толком не изменилось: «Я по-прежнему молился на публике и в уединении, прочел, наряду с Писанием, несколько других религиозных книг, прежде всего комментарии к Новому Завету. Но все это очень мало относилось к понятию внутренней святости; мало того, я привычно предавался, обычно с превеликим удовольствием, тем или иным известным грехам — разумеется, с перерывами и недолгой внутренней борьбой, особенно перед причастием Святых тайн, к которому мне надлежало подходить трижды в год, и после него. Не могу с уверенностью сказать, за счет чего я рассчитывал спастись, когда постоянно грешил даже против того малого света, что был во мне — разве что за счет мимолетных порывов, в которых многие богословы усматривают покаяние». Знакомство с оксфордскими дневниками убеждает, что в тот период он не только умножал знания, особенно в светских науках, но и участвовал в общественной жизни университета. Он никоим образом не относился к ученым-затворникам, а искушения, о которых он упоминает, были уделом не только сверхчувственных пуристов.
Как справедливо утверждает каноник Овертон, 1725 г. стал переломным в духовной одиссее Уэсли. Готовя себя к рукоположению, он был больше открыт побуждению Духа, чем когда-либо раньше. Таким образом, Бог завладел им и шаг за шагом приближал к полноте христианского опыта. Как пишет Уэсли, благодаря встрече с «верующим другом», чье имя он не раскрывает, «я полностью изменил свой быт и со всем пылом отдался новой жизни. Час-два в день я посвящал молитвенному уединению. Я причащался каждую неделю и остерегался всякого греха — словом либо делом. Я искал внутренней святости и молился о ее обретении. ‘Делая столько хорошего’ и ‘живя так праведно’, я был добрым христианином — уж в этом я точно не сомневался». Отметим иронию, которой окрашена последняя фраза.
Но Овертон все равно старается защитить Уэсли от него самого. «Даже если верить в реальность и необходимость позднейших изменений, разве можно отрицать, что с этого самого момента и до конца своей долгой жизни Джон Уэсли жил святой и благочестивой жизнью, ища единственно славы Божьей, покоя для собственной души и благополучия для своих собратьев?» Это абсолютная правда, с которой нельзя не согласиться. Овертон добавляет: «Если это не добрый христианин, то кто же тогда?» Однако сам Уэсли стремился обрести нечто большее, и 1725 г. положил начало тому, что Августин называл «не пешим странствованием», — странствованием, конечной целью которого становится знание Бога.
Письмо матери с самого начала вывело Уэсли на правильный путь. 23 февраля 1735 г. она написала сыну, сообщившему о своем намерении, что для рукоположения требуется соответствующий христианский опыт: «Перемены в твоем характере вызвали у меня немало размышлений. Я надеюсь (будучи сама по натуре сангвиником), что через действие Духа Святого Бог отвратит тебя от чувственных наслаждений, тем самым подготовив и расположив к большей серьезности и сдержанности, как то подобает более вдумчивой и духовной натуре. Случись так, сумеешь воспитать в себе такие черты — твое счастье. Тогда ты всерьез сможешь сделать религию делом своей жизни. В конце концов, это единственно важная вещь; все остальное, в плане жизненных целей, более или менее несущественно. Я всем сердцем желаю тебе серьезно проверить, живешь ли ты осознанным ожиданием спасения. Иначе говоря, пребываешь ли ты в вере и покаянии или нет — как тебе известно, это условия евангельского завета, которые мы на себя принимаем. Если да, то сама радость такого знания с лихвой вознаградит тебя за муки; если же нет, то у тебя будут более резонные основания для слез, чем мы находим в трагедиях». Именно подобной уверенности недоставало Уэсли; он ее обретет, только пережив подлинные духовные страдания. В драматической истории его спасения триумфу предшествовала трагедия.
Бог нередко открывается людям через их увлечения. Уэсли был образованным и страстным книгочеем. Начав целенаправленное изучение теологии, он нашел для себя трех авторов, которые позже окажут на него решающее влияние. Но прежде чем мы будем о них говорить, обратим внимание на круг чтения Уэсли в контексте захватившего его религиозного чувства. Стремясь обрести внутреннюю святость, Уэсли стал руководствоваться строгими правилами, как в жизни, так и в своих занятиях. В результате он и досуг простились друг с другом, по его же собственному выражению12. Тогда он узнал пользу раннего пробуждения и отныне редко вставал позже четырех часов утра. «Я весь в делах, — писал он матери, — но нашел способ, как писать, не тратя дополнительного времени. Надо просто вставать на час раньше и ложиться на час позже. И то, и другое особых неудобств не доставляет». В проповеди «Как спасти время» Уэсли детальнейшим образом разбирает, как ему удалось добиться минимальных затрат времени на сон. Одно из таинственных высказываний, на которые то и дело натыкаешься в лабиринтах его дневников, гласит: «бездействие убивает».
В рамках столь жесткого распорядка дня Уэсли разработал план занятий, которому он самоотверженно старался следовать. План производит ошеломляющее впечатление. Понедельник и вторник посвящались греческой и римской истории и литературе; среда - логике и этике; четверг — еврейскому и арабскому языкам; пятница — метафизике и натурфилософии, суббота — риторическим и поэтическим упражнениям, воскресенье - богословию. В дополнение к этой впечатляющей программе, он ухитрялся находить время для изучения французского, знакомства с математикой и экспериментов по оптике.
В воскресных занятиях по богословию Уэсли отдавал предпочтение отцам Церкви. В списке прочитанной им литературы мы находим «Specilegium SS. Patrum» Иоганна Эрнста Граббе, впервые опубликованную в 2-х тт. в 1698—1699 гг., «Апостольские послания и Св. Отцы» Уильяма Уэйка (1698), «Апологии Юстина Мученика, Тертуллиана и Минупия Феликса» Уильяма Ривса (1716), «Раннее христианство» Уильяма Кейва (1672); по названию последней книги Уэсли получил свое прозвище у некоторых друзей17. Патриотические штудии Уэсли поощрял Джон Клейтон из Брейзноус-колледжа, член «клуба святых». Он был весьма компетентным ученым, хотя, как указывает Грин, порой его энтузиазм в отношении отцов Церкви носил некритический характер. Очевидно, Уэсли обращался за советами к Клейтону и после того, как тот покинул колледж и стал капелланом университетской церкви в Манчестере. В ответ Клейтон рекомендовал сочинения апостольских отцов в издании Котелье - как наилучшем для начинающих «читать древних».
Всю свою жизнь Уэсли высоко почитал патристику; она составляла важный элемент в интеллектуальном багаже, которым оперировал Уэсли-христианин. Позже к нему пришло более ясное понимание того, что регулирующим критерием должно стать Писание - только оно способно служить тем ориентиром, в свете которого следует подходить ко всей прочей христианской литературе. Вместе с тем, он никогда не переставал обращаться к этой библейски заданной традиции. «С детства меня учили любить и почитать прежде всего Писание, как слово Божье, — писал он уже в декабре 1789 г., — а за ним ценить и ранних отцов, писателей первых трех веков. Уже вслед за ранней Церковью я оценил собственную, Англиканскую церковь...» Небольшой трактат, откуда взяты эти слова, ясно свидетельствует, что взгляды Уэсли за прошедшее время не изменились.
Если же нас интересует вопрос, каким образом Уэсли укреплялся в благодати, обращает на себя внимание прежде всего то обстоятельство, что именно в творениях отцов Церкви он познакомился с нормативным учением классической теологии об освящении. По словам проф. Аутлера, благодаря интересу к Макарию Египетскому и Ефрему Сирину, Уэсли познакомился с взрастившей их византийской духовностью. «Его восхищало их учение о ‘совершенстве’ (telei,wsij) как цели (skopoj), к которой стремится христианин в этой жизни. Идея ‘совершенства’ как процесса, а не как состояния, сформировала у него духовное видение, вполне отличное как от статического перфекционизма тогдашней католической церковной теологии, так и от статического квиетизма тех протестантов и католиков, которых он называл ‘мистическими писателями’. ‘Христианский гностик’ Климента Александрийского стал для Уэсли образцом идеального христианина. Таким образом, древневосточная традиция святости как упорядоченной любви соединилась в сознании Уэсли с англиканской традицией святости как возвышающей любви и впоследствии активно им развивалась — что он, в конечном итоге, посчитал главным своим достижением». Широкая начитанность Уэсли в патристике не только помогла ему сформулировать концепцию святости в теоретически систематизированном виде; достижение святости стало его личным делом.
Прежде чем назвать трех теологов, которые оказали на Уэсли наиболее значительное влияние, бросим беглый взгляд на оставшуюся часть списка изученной им литературы. В разделе собственно теологическом мы обнаруживаем работы карлинианских богословов, авторов-неприсягателей и более поздних полемистов-антидеистов. Привлекал его и жанр христианской биографии, что также сыграло свою роль — он все больше задумывался о своей миссии в мире. Среди прочих биографий он прочел повествование Дж.Б. Сен-Жюра о графе Жан-Батисте де Рента, записавшем завет с Христом собственной кровью, жизнеописание испанско-мексиканского отшельника Грегори Лопеса, которое составил Франсиско Лоса, мемуары Томаса Хэлибёртона - шотландского пресвитерианина, чьи работы Уэсли и Уайтфилд впоследствии рекомендовали своим ученикам, историю Амброза Бонвика — неприсягателя и кембриджского студента, которого смерть застигла за чтением. Все эти примеры неизбежно должны были разжигать воображение Уэсли и бередить его совесть.
Из духовных книг Уэсли прочитал «Брань духовную» Лоренцо Скуполи (1666), в английском переводе, выполненном бенедиктинцем Хуаном де Кастанисой. Это была одна из любимых книг его матери, рассказывавшая о призыве к христианскому совершенству, которое проистекает исключительно от Бога. Совершенство «есть не что иное, как знание божественной доброты и величия, а также нашей никчемности и склонности ко злу»25. Кроме того, Уэсли упоминает «О благочестивой жизни» Франциска Сальского (1608), «Сборник размышлений и молитв» Натаниэля Спинкса (1717), «Трактаты о духовности» Питера Хейлина (1681), «Жизнь Бога в человеческой душе» Генри Скугала (1677).
В трактате «Простой рассказ о христианском совершенстве» Уэсли отметил духовные сочинения, которые помогли ему в период неопределенности и мучительных поисков святости. Первой была книга Джереми Тейлора «Жить в святости и умереть в святости», которую он прочел в 1725 г. «Несколько разделов этой книги произвели на меня необычайное впечатление — особенно раздел, посвященный чистоте помыслов, и я сразу же решил посвятить Богу всю свою жизнь, все мысли, слова и поступки. Я был твердо убежден, что нет половинчатого решения: нужно всю жизнь, во всех ее проявлениях принести в жертву либо Богу, либо самому себе, т.е. по сути дьяволу».
В письме к матери от 18 июня 1725 г. Уэсли делится с ней соображениями о прочитанном. Ему явно близки мысли епископа Тейлора о смирении и покаянии. Любопытно, что уже тогда он выказывает сомнение в словах Тейлора об уверенности в спасении: «Простил ли нас Бог или нет, мы не знаем; стало быть, сожалейте о всяком содеянном грехе». Уэсли отказался принять этот тезис: «Если у нас нет никакой уверенности в том, спасены ли мы, то это хороший повод пребывать всякое мгновение не в радости, а в страхе и трепете. Тогда в этой жизни МЫ, вне всякого сомнения, самые несчастные из людей. Боже, освободи нас от столь ужасных ожиданий!» Уэсли, по крайней мере, знал, чего хотел, даже если в то время он еще не нашел своего пути.
В другом письме к матери, от 29 июля 1725 г., Уэсли подвел итоги обсуждению знаменитого труда Тейлора. В свете его последующего опыта в высшей степени показательны рассуждения о вере. Он понимает веру как «согласие со всякой истиной, опирающейся на рациональные основания». Иначе говоря, он не мог категорически заявить, что во что-то верит, пока не приходил к этому логическим путем. Именно такие представления о вере были у него в начале его духовных поисков. Сохранив убежденность в том, что вера должна покоиться на основании, не чуждом разуму, Уэсли еще не осознал, что оправдывающая вера выходит далеко за рамки согласия с верным суждением. Однако его последующая аргументация не нуждается в коррективах: «Я называю веру согласием со всякой истиной, опирающейся на рациональные основания, поскольку полагаю божественное свидетельство самым разумным из всех возможных свидетельств. Вера во всем ее объеме должна обязательно подлежать разумному осмыслению. Бог есть истина — следовательно, истинно и то, что Он говорит. Он сказал это — значит, это истина. Если кто-то приведет мне более разумные доводы, я готов принять их; но до этого было бы неразумно менять свое мнение». С точки зрения апологетики, такое рассуждение безупречно.
Вторая духовная книга, которую упомянул Уэсли в «Простом рассказе о христианском совершенстве» — это труд Фомы Кемпийского «О подражании Христу», который Уэсли определяет как «образец для христианина». Первое знакомство с этой книгой он относит к 1726 г., но, по всей видимости, спустя полвека с лишним память немного его подвела. Из его дневников и переписки с матерью явственно следует, что Фому Кемпийского он прочел уже в 1725 г. «Природа и объем внутренней веры, религии души, высветились для меня с такой силой, как никогда ранее, - признается он. - Я понял, что даже отдав Богу всю жизнь (если допустить, что это возможно сделать, не предпринимая никаких последующих шагов), я ничего не выиграю, пока не предам Ему душу, да, всю душу без остатка. Я увидел ту ‘простоту помышлений’ и чистоту влечений, единый замысел во всех наших словах и делах, единое желание, которому подчиняются все наши чувства, и, конечно же, ‘крылья души’, без которых она никогда не достигла бы вершины Божьей».
В «Дневнике» Уэсли отозвался о «Подражании Христу», как о важной вехе на его духовном пути. Он был уверен, что само провидение Божье привело его к этой книге. Благодаря ей он осознал, что «истинная вера запечатлена в душе, и что закон Божий распространяется на все наши помыслы, равно как на слова и дела». Хотя Уэсли признавался, что Фома Кемпийский слишком суров, чтобы любить его, все же он «нередко испытывал блаженство при чтении, ранее мне совершенно чуждое». Своими чувствами он поделился с матерью. Той пришлось признаться, что она не читала Фому Кемпийского, но склонна согласиться с сыном, если только в книге действительно содержится мысль о том, что Бог не желает счастья своим творениям. Как заметил Пьет, Джону нелегко было привести соответствующие места из книги, ибо не все толковали ее подобным образом36. Конечно, Фома предостерегал против любых радостей, обретаемых вне Христа, но и при всей своей средневековой строгости не был чужд вещам, которые Уэсли, по-видимому, не заметил. Сэмюэль дополнил отцовским вердиктом сомнения Сюзанны: «Что до моего друга и старинного спутника (т.е. Фомы Кемпийского), могу добавить следующее: с некоторыми оговорками, чтение его приносит огромную пользу; мало того, внимательный читатель непременно восхитится им — и в каком-то смысле, как мне кажется, станет подражать его героическому порыву милосердия, духовности и благочестия»37. Несмотря на критические замечания, Уэсли был, несомненно, тронут «Подражанием Христу» и в 1735 г. подготовил его замечательное издание.
Третьей книгой, повлиявшей в тот период на Уэсли, был труд Уильяма Ло «Серьезный призыв к благочестивой и святой жизни» (1729), к которому непосредственно примыкает его собственный трактат «О христианском совершенстве» (1726). Ло был современником Уэсли и не раз приезжал к нему в Путни; Г.А. Уор, историк движения моравских братьев, назвал его «отцом религиозного возрождения восемнадцатого столетия и дедушкой методизма». Ло оказал значительное влияние и на братьев Уэсли, и на Уайтфилда. В «Простом рассказе о христианском совершенстве» Уэсли ссылается на обе этих книги: «Они убедили меня более всех, что совершенно невозможно быть христианином лишь наполовину; и я исполнен решимости, по благодати Божьей (абсолютную необходимость которой я глубоко ощущаю), быть всецело преданным Богу, отдаться Ему всей душой, всем телом, всем своим существом».
В «Дневнике», в автобиографическом предисловии к рассказу о своем обращении, Уэсли отметил, что эти книги «убедили меня более чем когда-либо в беспредельной высоте, ширине и глубине закона Божьего. Мою душу наполнил свет такой силы, что я вдруг все увидел по-новому. Я воззвал к Богу о помощи и твердо решил не откладывать миг полного подчинения Ему, на что раньше я никогда не шел». Тогда же он добавил: «В своих неустанных усилиях, без остатка отдаваясь соблюдению Его закона, внешнего и внутреннего, я был убежден, что Он должен оценить меня и что я даже спасен». Тогда он еще питал подобные иллюзии, но к 1738 г. понял, что обманывался. Однако он все равно чувствовал себя обязанным Уильяму Ло, который продвинул его еше на один шаг в духовных странствиях, хотя до олдерсгейтского опыта довольно нелюбезно упрекнул своего учителя в том, что тот не показал ему путь оправдывающей веры. Много лет спустя, в 1788 г., Уэсли в своей проповеди отдал должное «Серьезному призыву»: «Вряд ли что написанное на английском может превзойти этот трактат по красоте слога, верности и глубине мысли».
Таким образом, по словам д-ра Молдвина Эдвардса, эти три писателя больше чем кто бы то ни было «раскрыли для Уэсли богатства внутренней жизни». Они указали ему цель — но не привели к цели. «Все эти писатели, — добавляет Эдвардс, — сформировали в нем потребность, которую не смогли удовлетворить». Впрочем, признавая, что Уэсли многим обязан Тейлору, Фоме Кемпийскому и Jlo, следует проявлять достаточную осторожность, чтобы не переоценить их влияние. Вместе с тем, можно согласиться с профессором Аутлером, когда он пишет про Уэсли: «От своих великих духовных учителей... он узнал, что вера — это либо очень серьезно, либо она просто мертва». Он искал живой веры и полагал, что его постоянные усилия не окажутся напрасными.
Определив для себя конечную цель, Уэсли отставил случайных знакомых и предался самому что ни на есть аскетическому образу жизни. Дневники его запечатлели неустанную тягу к самоистязанию. Порой он учинял своей душе жесточайшие разборки. Все самые сокровенные желания и чувства он поверял требованиями беспощадной совести — снова обращаясь при этом к Рим. 7. Карнок оставил нам яркую картину такого уничижения: «Он бросает свою истерзанную душу на роги жертвенника, и пламя пожирает ее. Он беспощаден к себе. Он никогда не прощает себя и не молит о малейшем прощении. Когда грех его тяжелее, чем обычно, единственное искупление для него — крайнее усиление внешних требований. Прежние правила получают новый акцент, а к Богу неизменно возносится вопль на священном языке ‘kurie bohqei’ (гр. «Господи, помоги!»). Больше закона, больше способов его исполнения. Еще одно охвостье во флагеллантской плети, еще один узел в старой веревке». Перед нами - ужасающее подобие буньяновского человека в железной клетке. Не удивительно, что вскоре Уэсли оказался на краю отчаяния.
Фома Кемпийский, как казалось Уэсли, полагал, что Бог не предназначает своих детей к счастью. Уэсли отвергал такую позицию, хотя его протест не проистекал из собственного опыта, сам он был чужд миру и радостям веры. По своему темпераменту он был человеком жизнерадостным, но насколько можно заключить, оптимизм его мало отразился на вере. Процитируем еще раз Карнака: «Его священная песнь записана в миноре. Это вопль страдания и разочарования. В первом ‘Дневнике’ нет радости. Какая огромная разница между этими мрачными желтыми страницами и посланиями св. Павла к Фессалоникийцам и Филиппийцам, между верой Уэсли 1725-1729 гг. и рукописным молитвенником, с которым Уэсли не расставался все пятьдесят лет евангелистских странствий! Даже сейчас мы можем заметить отпечатки его большого пальца на любимой странице — они темнее и глубже, чем на любых других страницах:
На тысяче языков воспеть хвалу Искупителю великому Моему!..
И нашел я ту тихую гавань, где Есть кинуть якорь моей душе.
До 1725 г. Уэсли не включает песнопения ‘К радости верующих’ в число духовных упражнений, предназначенных для вечера субботы»44. Так было вплоть до 1738 г. Только потом он начал находить в них нечто стоящее. Пока же он пребывал в отчаянных, мучительных поисках.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 652;