ФОТОГРАФИЯ КАК МАРКЕР ИДЕНТИЧНОСТИ В WЕВ-СООБЩЕСТВАХ
Социальные функции фотографии можно в несколько упрощенном виде свести к двум измерениям – «коллективному» и «индивидуальному». В первом случае фотография используется для фиксации групповой солидарности в момент коллективного объединения всех членов сообщества в динамике или статике, в труде или на отдыхе, в специально организованном пространстве или в незапланированной ситуации и т.п. Также могут осуществляться попытки фотодокументирования происходящих событий с целью их дальнейшей интерпретации всеми членами коллектива, выступающими в качестве очевидцев или свидетелей случившегося. Фотография тогда используется как инструмент закрепления памяти группы и конструирования коллективных представлений на основе взаимной договоренности о том, что может быть отображено на фотографии, а что нет, и как потом найти этому объяснение.
В случае «индивидуального» применения фотографии мы имеем дело с самопрезентацией личности в фотографическом изображении, которое служит не столько «удостоверением» личности (физического облика или внешности того или иного человека), сколько способом его обращения к самому себе и всем окружающим. Это попытка самоопределения на фоне коллективных суждений о том, как должен выглядеть человек, и насколько приемлема та или иная форма его фотографического самовыражения. Важен также биографический аспект, когда фотография фиксирует различные моменты становления индивидуальности, формирования личности на различных этапах ее жизненного пути как «персональной истории». В целом же фотография используется в обществе для создания и сохранения персональной и групповой идентичности, а также поддержания и воспроизводства социальной памяти. Это способствует успешной социализации и контакту представителей различных групп, их сплочению и мобилизации в процессе решения самых разных задач при организации более эффективного взаимодействия друг с другом.
В зависимости от тех или иных задач, решаемых сообществом, можно выделить разные жанры фотографических документов, утверждающих значимость биографии индивида в контексте коллективных «жизнеописаний». Это могут быть персональные удостоверения, подтверждающие факт уникальности нашей личности (паспорт, военный билет, водительские права, профессиональные удостоверения и пр.), а также коллективные альбомы (семейный, школьный, «дембельский» и пр.) и групповые портреты (в трудовом коллективе или с друзьями). Несколько особняком стоят фотографические репрезентации личности как способы поощрения или наказания ее деятельности, в зависимости от нормативной оценки которой появляются соответствующие формы представления – на Доске почета или стенде «Их разыскивает милиция». При этом жанр портрета становится универсальным инструментом синтеза индивидуального и коллективного опыта, соединяющим их в органичное целое. Фактически фотопортрет и есть документ, подтверждающий наше успешное включение в социальную жизнь, приобретение права на самовыражение в рамках коллективной идентичности, удачную претензию на реализацию персонального «проекта социализации». И, казалось бы, в таком качестве он будет использоваться всегда.
Однако появление цифровых технологий и их повсеместное применение в новых средствах коммуникаций (таких, как Интернет) заставляет пересмотреть традиционные жанры и виды фотодокументов, поскольку радикально меняет их социальный статус и роль в мультимедийной культуре. Появление различных сообществ и локальных субкультур в виртуальном пространстве «Всемирной паутины» стимулирует поиск новых форм самопрезентации для успешного включения в дистанционные, медийно опосредованные социальные сети и структуры. Такие формы групповой самоорганизации, как Web 2.0 или игры в режиме on-line позволяют скоординировать совместные взаимодействия на основе конструирования принципиально новых идентичностей, которые в дальнейшем могут начать жить в сети своей собственной жизнью. Фотография при этом может использоваться в качестве «удостоверения личности», но зачастую уже не в состоянии подтвердить реальность стоящего за ней субъекта. Его изображение становится «аватаркой» – то есть маской, под которой может скрываться виртуальный персонаж ролевой игры, стимулирующий новые способы социальной интеракции.
Так возникают удивительные субъекты, которым мы не сможем найти никаких аналогов в мире физической реальности, поскольку они попросту не могут в ней существовать, зато прекрасно справляются с функцией конструирования новой идентичности в режиме on-line. Это могут быть сказочные персонажи, герои любимых книг или фильмов, исторические персоны или современные знаменитости, политики и музыканты, даже природные явления или животные – в общем, все, что может быть графически и фотографически отображено в виде иконки, закрепляющей за нами статус партнера по Интернет-коммуникации. Участвуя в обсуждении тех или иных вопросов на форумах, ведя собственный live-journal и оставляя комментарии в других блогах, мы всякий раз создаем свой новый образ – маркер нашей идентичности как «виртуального двойника», делегируя ему свои полномочия и наделяя правом участвовать от нашего имени в диалогах с другими подобными ему «клонами». Не надо недооценивать их роль в общении – ведь это различные ипостаси нашего собственного «Я», его оцифрованные копии и электронные «слепки», позволяющие спроецировать самые разные типы персональных эманаций в новые формы публичной активности.
Значительной трансформации подвергаются и традиционные формы фотографических репрезентаций – фотоальбомов, индивидуальных и групповых портретов. Прежде всего, увеличивается диапазон технических возможностей, способствующих раскрытию нашей индивидуальности во множестве самых различных, иногда совершенно отличающихся друг от друга образов. Такое явление возникло в обычных фотоальбомах, но теперь оно вылилось в новые форматы коммуникации, ориентируясь не на семью, группу коллег или друзей, но на все сообщество пользователей Интернета сразу. Фотоальбомы, размещаемые как на специализированных сайтах, объединяющих представителей различных субкультур или групп по интересам, так и на обычных почтовых и информационных порталах вроде Mail.ru или Tut.by, объединяют в себе сразу все традиционные жанры и служат удостоверениями личности в контексте групповых и семейных портретов. Их коренное отличие от прежних фотографических форм репрезентации в том, что они служат уже не столько способом самовыражения и демонстрации нашей индивидуальности, сколько средством «раскрутки» самого портала, выступая частью его стратегии продвижения. Это новейшая форма рекламы, которая использует нашу склонность к фотографическому нарциссизму для сегментации аудитории и расширения круга потребителей своих услуг, а также инициирует любые формы активности в социальных Интернет-сетях в качестве инструмента маркетинговых коммуникаций.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1308;