ВИДЕОБУМ» В СОВРЕМЕННОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В современной культуре все активнее проявляют себя явления, которые обычно не рассматривались в числе приоритетных интересов для исследователей, однако сегодня требуют своего осмысления. Для аудиовизуальной техносферы такого рода проблемы особенно остро встали в момент выхода на сцену современности новых технических разработок, в частности – с появлением видеотехники и ее активным вторжением на рынок потребительских товаров. Когда она стала доступной большинству населения уже не только промышленно развитых стран, на повестке дня стал вопрос о понимании специфики этого явления. Ведь оно выступило не только в качестве технической инновации, но и социокультурного явления, открыв новые возможности построения и интерпретации визуальных текстов, определенные эффекты прочтения которых ранее не возникали. Чтобы выяснить природу этих эффектов, попытаемся рассмотреть специфику и значение самого видео.
Видео (от лат. «смотрю, вижу») – общее собирательное название для систем и устройств (камера, магнитофон, телефон, усилитель), связанных с процессами записи, передачи и воспроизведения визуальной информации (в виде изображений) на основе преобразования электроимпульсов, то есть сигналов определенной частоты. В основе этого процесса лежит такое явление, как видеозапись – фиксация и преобразование в визуальную форму информации, содержащейся в телевизионных, радиолокационных и др. сигналах, с целью ее сохранения и последующего воспроизведения. Материальная основа видеозаписи – магнитная и фотографическая, но возможно применение термопластической и механической записи, что стало особенно актуально с распространением цифровых технологий.
Главный разработчик первого компактного видеомагнитофона – японская корпорация JVC, которая в конце 70-х жестко конкурировала в этой области с SONY. Именно JVC удалось осуществить инженерно-конструкторскую разработку, а в начале 80-х и массовое производство, эксплуатацию, а также широкое внедрение на рынок бытовой видеоаппаратуры в системе VHS. Ее технические и эксплуатационные характеристики (компактность, надежность, простота в обращении), а затем и экономическая (низкая стоимость) постепенно сделали бытовую видеотехнику доступной для самых широких слоев населения – сначала Японии, США, Западной Европы, а затем и у нас, превратив видео в средство массовых коммуникаций. С появлением цифровых мультимедийных технологий видео стало интегрироваться в другие технические устройства (фотоаппараты и телефоны), за счет чего количество пользователей многократно возросло, породив к началу нового тысячелетия настоящий «видеобум».
Помимо осуществления чисто технических функций видео способствует реализации ряда существенных социокультурных изменений, смысл которых раскрывается в тесной взаимосвязи с такими средствами массовых коммуникаций, как кинематограф и телевидение. С одной стороны, видеотехника позволила осуществить пространственно-временную трансформацию (дескрипцию и локализацию), фиксируя и сохраняя воспринимаемые сообщения в виде визуальных «отпечатков» или «следов» самых различных событий. Она стала служить в качестве средства запечатления на видеокамеру всего, что происходит вокруг, тем самым как бы «удваивая» реальность или конструируя ее новый образ. Изменилась сама прагматика визуального восприятия: посредством записи на видеомагнитофон мы можем откладывать, осуществлять перенос на любой удобный для нас срок просмотр любых интересующих нас телепрограмм, совершая тем самым некий «сдвиг» во времени, провоцируя изменения в темпоральной структуре самого уклада жизни. Ведь в противном случае он был бы соотносим с графиком телетрансляций (что, кстати, и имело место до появления технологий видеозаписи и вызывало существенные возражения со стороны самой телеаудитории).
Таким образом, совершается своеобразное освобождение субъекта коммуникации от пространственно-временных ограничений как от рамок, жестко форматирующих саму способность (возможность) зрительного/зрительского восприятия. Избегая детерминации нас техническими средствами осуществления коммуникативных процессов, но ставя их на службу нашим потребностям, мы расширяем границы наших возможностей при обращении с информацией в самой эффективной форме ее трансляции – аудиовизуальной. Простым нажатием кнопки мы осуществляем «воскрешение» любых событий почти во всей возможной полноте впечатлений, в их несомненной очевидности для нас. При этом мы можем ощутить себя творцами, когда сама реальность становится произведением искусства: в режиме работы с видеоаппаратурой каждый по своему желанию становится режиссером, оператором, монтажером и зрителем, выступая одновременно и в качестве очевидца (хроникера) всего происходящего. Так в процессе использования видеотехники становится очевидна полифункциональность социальных ролей и (мульти)культурных идентичностей в структуре социального пространства, перенасыщенного потоками непрерывно циркулирующей информации.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 1131;