Психология бессознательного 12 страница

Эта, по-видимому, утвердившаяся уверенность теряет почву от возражения, что многие люди испытывают, несомненно, подобные же сексуальные влияния (в том числе в ранней юности: совра­щение, взаимный онанизм), не став вследствие этого инвертиро­ванными или не сделавшись ими навсегда. Таким образом, воз­никает предположение, что альтернатива: врожденный и приобретен­ный — или неполна, или не совсем соответствует имеющимся при инверсии обстоятельствам.

Объяснение инверсии

Ни положение, что инверсия врожденна, ни противоположное ему, что она приобретается, не объясняют сущности инверсии. В первом случае нужно выяснить, что именно в ней врожденного, если не принять самого грубого объяснения, что у человека при рождении имеется уже связь полового влечения с одним опреде­ленным сексуальным объектом. В противном случае спрашивается, достаточно ли разнообразных побочных влияний, чтобы объяснить возникновение инверсии без того, что в самом индивиде кое-что не шло навстречу этим влияниям. Отрицание этого последнего мо­мента, согласно изложенному мною ранее, недопустимо.

Введение бисексуальности

Для объяснения возможности сексуальной инверсии со времен Ф. Лидстона, Кьернана и Шевалье привадят рассуждения, содер­жащие новое противоречие расхожему мнению. Согласно этому мне­нию, человек может Сыть или мужчиной, или женщиной. Но науке известны случаи, в которых половые признаки кажутся стертыми и

благодаря этому затрудняется определение пола, прежде всего в об­ласти анатомии. Гениталии этих лиц соединяют в себе мужские и женские признаки (гермафродитизм), В редких случаях оба поло­вые аппарата развиты один наряду с другим (истинный герма­фродитизм); чаще всего имеет место двойное уродство1.

Замечательно в этих ненормальностях то, что они неожиданным образом облегчают понимание нормы. Известная степень анатоми­ческого гермафродитизма принадлежит и норме; у каждого нор­мально устроенного мужского или женского индивида имеются зачатки аппарата другого пола, сохранившиеся как рудиментарные органы без функции или преобразовавшиеся и взявшие на себя дру­гие функции.

Взгляд, вытекающий из этих давно известных анатомических фактов, состоит в допущении первоначального бисексуального пред­расположения, преобразующегося в течение развития в моносек­суальность с незначительными остатками другого пола.

Весьма естественно было перенести этот взгляд на психиче­скую область и понимать инверсию в различных ее видах как вы­ражение психического гермафродитизма* Чтобы решить вопрос, не­доставало только постоянного совпадения инверсии с душевными и соматическими признаками гермафродитизма*

Однако это ожидание не оправдалось. Зависимость между пред­полагаемым психическим и легко доказуемым анатомическим гер­мафродитизмом нельзя представить себе такой тесной. Часто у ин­вертированных наблюдается вообще снижение полового влечения (X. Эллис) и незначительное анатомическое уродство органов. Это встречается часто, но никоим образом не всегда или хотя бы в большинстве случаев. Таким образом, приходится признать, что инверсия и соматический гермафродитизм в общем не зависят друг от друга.

Далее придавалось большое значение так называемым вторичным и третичным признакам и подчеркивалось, что они часто встре­чаются у инвертированных (X, Эллис). И в этом есть большая доля правды, но нельзя забывать, что вторичные и третичные по­ловые признаки вообще встречаются довольно часто у другого пола и образуют, таким образом, намеки на двуполость, хотя половой объ­ект не проявляет при этом изменений в смысле инверсии.

Психический гермафродитизм вылился бы в телесные формы, если бы параллельно инверсии полового объекта шли по крайней мере изменения прочих душевных свойств, влечений и черт харак­тера в смысле типичных для другого пола. Однако подобную нн-версию характера можно встретить с некоторым постоянством толь­ко у инвертированных женщин. У мужчин с инверсией соединяется полнейшее душевное мужество. Если настаивать на существовании душевного гермафродитизма, то необходимо прибавить, что в про-

1 Ср. последнее описание соматического гермафродитизма: Таруффи. Her-maphroditismus und Zeugungsfahigkeit, нем. изд. Р. Тобшнера, 1903, и работы

Нойгебауэра в нескольких томах „Jahrb. fur sexuelle Zwischenstufen".

W

явлениях его в различных областях замечается только незначи­тельная противоположная обусловленность. То же относится и к со­матической двуполости; по Хальбану1, единичные уродства органов и вторичные половые признаки встречаются довольно независимо друг от друга.

Учение о бисексуальности в своей самой грубой форме сфор­мулировано одним из защитников инвертированных мужчин следую­щим образом: женский мозг в мужском теле. Однако нам неизвест­ны признаки «женского мозга». Замена психологической пробле­мы анатомической в равной мере бессмысленна и неоправдываем а* Объяснение, предложенное фон Крафт-Эбингом, кажется более точ­но выраженным, чем Ульриха, но по существу ничем от него не отличается* Крафт-Эбинг полагает, что бисексуальное предраспо­ложение награждает индивида как мужскими и женскими мозговыми центрами, так и соматическими половыми органами, Эти центры развиваются только в период наступления половой зрелости, по большей части под влиянием независимых от них по своему строе­нию половых желез. Но к мужским и женским «центрам» применимо то же, что и к мужскому и женскому мозгу, и, кроме того, даже неизвестно* следует ли нам предполагать существование ограничен­ных частей мозга («центров*) для половых функций, как( напри­мер, для речи.

Две мысли все же сохраняют свою силу после всех этих рас­суждений: что для объяснения инверсии необходимо принимать во внимание бисексуальное предрасположение, но что нам только неиз­вестно, в чем, кроме анатомической его формы, состоит это пред­расположение, и что дело тут идет о нарушениях, касающихся развития полового влечения2.

1 Н а 1 b a n JL Die Entstehung der Geschlechtscharaktere // Archiv fur Gynakolo-gie, Bd« 70, 1903. Там же указана и литература,

2 Первым, кто указал на бисексуальность для объяснения инверсии, был (сог­ласно литературному отчету в 6 томе „Jahrbuch fur sexuelle Zwischenstufen") Э. Глей, опубликовавший уже в январе 1884 г. статью {tt\*es aberrations de Г instinct scxuel" a „Revue philosophique"). Замечательно, впрочем, что большинство авторов, объяс­няющих инверсию бисексуальностью, придают значение этому моменту не только в отношении инвертированных, но и всех нормальных и, следовательно, понимают ин­версию как результат нарушенного развития. Так* уже Шевалье (Inversion sexu-elle, 1893), Крафт-Эбинг {Хит Erklarung; der kontraren Sexualempfindung//Jahrb. Г Psychiatrie und Neurologic, Bd. XIII) говорят о том, что имеется множество наблю­дений, из которых по меньшей мере явствует возможное существование этого второ­го центра (нер взвившегося пола). Д-р Ардуэн (Die Frauenfrage und die sexuelle Zwischenstufen} высказывает во втором томе „Jahrbuch fur sexueMe Zwischenstufen" положение: *В каждом человеке имеются мужские и женские элементы (сравни этот „Jahrbuch", Bd. J889; „Die objekttve Diagnose der Homosexualitat" д-ра М. Хйрш-фельда, с. 8—9 и след.), только — соответственно принадлежности тому или другому полу — одни несоразмерно более развиты, чем другие, поскольку дело касается ге­теросексуальных лиц*. Для Г\ Германа {Genesis. Das Gesete der Zeugung, 9 Bd. Libido und Mania, 1903) не подлежит сомнению, ечто в каждой женщине содержатся мужские зародыши и свойства, в каждом мужчине — женские» и т. д. В 1906 г. В. Флисс (Der Aufbau des Lebens) предъявил свое право собственности на бисексуальности (в смысле двуполости).

Сексуальный объект инвертированных

Теория психического гермафродитизма предполагает, что половой объект инвертированных противоположен объекту нормальных. Ин­вертированный мужчина не может устоять перед очарованием, исходящим от мужских свойств тела и души, он сам себя чув­ствует женщиной и ищет мужчину.

Но хотя это и верно по отношению к целому ряду инверти­рованных, это далеко не составляет общего признака инверсии. Не подлежит никакому сомнению, что большая часть инвертирован­ных мужчин сохраняет психический характер мужественности, обла­дает сравнительно немногими вторичными признаками другого пола и в своем половом объекте ищет, в сущности, женских психических черт. Если бы было иначе, то оставалось бы совершенно непонят­ным, для чего мужская проституция, предлагающая себя инверти­рованным,— теперь, как и в древности,— копирует во всех внеш­них формах платья и манеры женщин; ведь такое подражание долж­но было бы оскорблять идеал инвертированных. У греков, у ко­торых в числе инвертированных встречаются самые мужественные мужчины, ясно* что не мужественный характер мальчика, а телесное приближение его к женскому типу, так же как и женские душевные свойства его, робость, сдержанность, потребность в посторонней помощи и в наставлении» разжигали любовь в мужчине. Как только мальчик становился -взрослым, он не был уже больше половым объектом для мужчины, а сам становился любителем мальчиков. Сексуальным объектом, следовательно, в этом, как и во многих других случаях является не тот же пол, а соединение обоих половых признаков, компромисс между душевным стремлением к мужчине и женщине при сохранении условия мужественности тела (гениталий), так сказать, отражение собственной бисексуальной природы].

1 Хотя психоанализ до сих пор не дал объяснения происхождению инверсии, он все же открыл психический механизм ее происхождения и значительно обогатил вопросы, которые приходится при и и мать во внимание. Во всех исследованных слу­чаях мы установили, что инвертированные в более позднем возрасте проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолении которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты, т. е., исходя из нарциссизма, ищут мужчин в юношеском возрасте» похожих на них самих, которых хотят любить так, как любила их мать. Далее мы часто находили, что кажущиеся инвертированными никоим образом не были нечувствительными к прелестям женщины, а постоянно пе­реносили на мужские объекты вызванное женщинами возбуждение. Таким образом, они всю жизнь воспроизводят механизм, благодаря которому появились их инверсия. Их навязчивое устремление к мужчине оказалось обусловленным их тревожным бегством от женщины.

Психоаналитическое исследование самым решительным образом противится попыткам отделить гомосексуалистов от других людей как особого рода группу. Изучая еще и другие сексуальные возбуждения, а ие только открыто проявляющие себя, оно узнает, что все люди способны на выбор объекта одинакового с собой пола и проделывают этот выбор в своем бессознательном. Больше того, привязан­ности либидозных чувств к лицам своего пола играют как факторы нормальной ду­шевной жизни не меньшую, а как движущие силы заболевания большую роль, чем

5 з. Фрейд 129

относящиеся к противоположному полу. Психоанализу, наоборот, кажется первичной независимость выбора объекта от его пола, одинаково свободная возможность распо­лагать как мужским», так и женскими объектами, как это наблюдается в детском возрасте, в первобытных условиях и в эпохи древней истории; и из этого первичного состояния путем ограничения в ту или другую сторону рзавивается нормальный или инвертированный тип, По мнению психоанализа, исключительный сексуальный инте­рес мужчины к женщине является проблемой, нуждающейся в объяснении, а не чем-то само собой понятным, что имеет своим основанием химическое притяже­ние. Решающий момент в отношении окончательного полового выбора наступает толь­ко после наступления половой зрелости и является результатом целого ряда не поддающихся еще учету факторов, частью конституциональных, частью привходящих по своей природе. Несомненно» некоторые из этих факторов могут оказаться настоль­ко сильными, что имеют соответствующее решающее влияние на эти результаты. Но в общем многочисленность предопределяющих моментов находит свое отражение в многообразии исходных картин явного сексуального поведения людей, Подтвержда­ется, что у людей инвертированного типа в общем преобладают архаические консти­туции и примитивные психические механизмы. Самыми существенными их признака­ми кажутся влияние нарцистического выбора объекта и сохра­нение эротического значения анальной зоны. Но нет никакой пользы в том» чтобы на основания таких конституциональных свойств отделять крайние типы инвертированных от остальных. То, что находится у таких крайних типов как, по-видимому, вполне достаточное обоснование их ненормальности, можно также найти, только менее сильно выраженным, в конституции переходных типов и у явно нормаль­ных. Различие в результатах по природе своей может быть качественного характера; анализ показывает» что различие в условиях только количественное. Среди привхо­дящих факторов, оказывающих влияние на выбор объекта, заметим, что мы нашли вынужденный отказ (сексуальное запугивание в детстве) и обратили внимание на то, что наличность обоих родителей играет большую роль. Отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии. Необходимо, наконец, настаивать на тре­бовании, чтобы проводилось строгое различие между инверсией сексуального объек­та и смешением половых признаков у субъекта. Известная доля независимости совершенно очевидна и в этом отношении.

Целый ряд значительных взглядов на инверсию указал Ференци в статье «К нозологии мужской гомосексуальности (гомоэротики)* (1л*егп' Zeitschrift fur arztliche Psychoanalyse, II, 1914). Ференци вполне справедливо осуждает тот факт, что под названием «гомосексуальность*, которое он хочет заменить более удачным словом «гомоэротика*, смешивают много очень различных неравноценных в органи­ческом и психическом отношении состояний на том основании, что у них всех имеется общий симптом инверсии. Он требует строгого различия по крайней: мере между дву­мя типами: субъект-гомоэротнкз, чувствующего и ведущего себя как жен­щина, и о б~ь е кт-го моэ р от и к а, абсолютно мужественного и заменившего жен­ский объект объектом одинакового с собой пола. Первого он считает настоящим «промежуточным сексуальным* типом в смысле М. Хиршфельда» второго он — менее удачно — называет невротиком, страдающим навязчивостью* Борьба со склон* ностью к инверсии так же, как и возможность психического воздействия, имеется только у объект-гомозротика, И по признании этих двух типов необходимо приба­вить, что у многих лиц смешивается известная доля субъект-гомоэротикн с некото­рой частью объекг-гомоэротикн.

В последние годы работы биологов, в первую очередь Е. Штейнаха, пролили яркий свет на органические условия гомоэротики, как и вообще половых признаков.

Посредством экспериментального опыта кастрации с последующей пересадкой половых желез другого пола удалось у различных млекопитающих превратить самцов в самок и обратно. Превращение коснулось более или менее полно соматических половы* признаков л психосексуального поведения (т. е. субъект- н объект-эротики). Носителем этой предопределяющей пол силы считается не та часть половой железы, которая составляет половые клетки, а так называемая интерстнцнальная ткань это­го органа (пубертатная железа).

В одном случае удалась перемена пола у мужчины, лишившегося яичек вслед* ствие туберкулезного заболевания. В половой жизни он вел себя по -женски л как пассивный гомосексуалист, к у пего наблюдались очень ясно выраженные женские

Более определенными оказываются отношения у женщины, где ак­тивно инвертированные особенно часто обладают соматическими и душевными мужскими признаками и требуют женственности от своих половых объектов» хотя и здесь, при более близком знаком­стве, вероятно, окажется большая пестрота отношений.

Сексуальная цель инвертированных

Важный факт* который нельзя забывать, состоит в том, что сексуальные цели при инверсиях никоим образом нельзя называть однородными. У мужчин половое сношение per anum1 далеко не совпадает с инверсией; мастурбация также часто составляет ис­ключительную цель, и ограничения сексуальной цели — вплоть до од­них только излияний чувств — встречаются здесь даже чаще, чем при гетеросексуальной любви. И у женщин сексуальные цели инвертированных разнородны; особенным предпочтением* по-види­мому, пользуется прикосновение слизистой оболочкой рта.

Выводы

Хотя мы не чувствуем себя в силах дать удовлетворительное объяснение образованию инверсии на основании имеющегося до сих пор материала, мы замечаем, однако, что при этом исследо­вании пришли к взгляду, который может приобрести для нас боль­шее значение, чем разрешение поставленной выше задачи. Мы об­ращаем внимание на то, что представляли себе связь сексуального влечения с сексуальным объектом слишком тесной. Опыт со слу.-чаями» считающимися ненормальными, показывает нам, что между сексуальным влечением и сексуальные объектом имеется спайка, ко­торую нам грозит опасность не заметить при однообразии нор­мальных форм, в которых влечение как будто бы приносит от рож­дения с собой и объект. Это заставляет нас ослабить в наших мыслях связь между влечениями и объектом. Половое влечение, ве­роятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим воз-" никновением его прелестям.

половые признаки вторичного характера (особенности волосяного покрова, отложе­ние жира на груди и на бедрах). После пересадки крнпторхнческого человеческого яичка этот мужчина стал вести себя по*мужски и направлять свое либидо нормаль-ним образом на женщину. Одновременно исчезли соматические женские признаки (A. Lipsch u \г. Die Pubertatsdruse und ihre Wirkung, Bern, 1919).

Было бы неосновательно утверждать, что благодаря этим прекрасным опытам учение об инверсии приобретает новое основание, и преждевременно ждать от них прямо-таки нового пути к общему «излечению» гомосексуальности. В, Флисс вполне правильно подчеркнул, что эти экспериментальные опыты не обесценивают учения об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных. Мне кажет­ся более вероятным, что дальнейшие исследования подобного рода дадут прямое подтверждение предполагаемой бисексуальности.

J Через задний проход.— Примеч., ред. перевода. 5* 131

Б. Животные и незрелые в половом отношении лица

как сексуальные объекты

В то время как лица, сексуальный объект которых не при­надлежит к соответствующему в норме полу, т. е. инвертирован­ные, кажутся наблюдателю целой группой индивидов, в других от­ношениях, может быть, полноценных, случаи, в которых сексуаль­ными объектами выбираются незрелые в половом отношении лица (дети), с самого начала кажутся единичными отклонениями. Только в редких случаях сексуальными объектами являются исключительно дети; по большей части они приобретают эту роль, когда ленивый и ставший импотентом индивид или импульсивное (неотложное) вле­чение не может в данную минуту овладеть подходящим объектом. Все же тот факт» что половое влечение допускает столько вариаций и такое умаление своего объекта, проливает свет на его природу; го­лод, гораздо более прочно привязанный к своему объекту, допустил бы это только в крайнем случае. То же замечание относится к полово­му сношению с животными, вовсе ие редко встречающемуся среди сельского населения, причем половая притягательность переходит границы вида.

Из эстетических соображений появляется желание приписать это душевнобольным, как и другие тяжелые случай отклонения полового влечения, но это неправильно. Опыт показывает, что у последних не наблюдается иных нарушений половых влечений, чем у здоровых, у целых рас и сословий. Так, сексуальное злоупотребление детьми с жуткой частотой встречается у учителей и воспитателей просто потому* что им предоставляются для этого наиболее благоприят­ные возможности. Только у душевнобольных соответствующее от­клонение встречается в усиленной форме, или, что имеет особое зна­чение, оно стало исключительным и заняло место нормального сексуального удовлетворения.

Это замечательное отношение сексуальных вариаций к шкале сздоровье — душевная болезнь» заставляет задуматься. Мне каза­лось бы, что нуждающийся в объяснении факт служит указанием на то, что побуждения в сфере половой жизни относятся к таким, которые и в пределах нормы хуже всего подчиняются высшим видам душевной деятельности. Кто, в каком бы то ни было отношении, душевно ненормален в смысле социальном, этическом, тот, согласно моему опыту, всегда является таким же в своей сексуальной жизни. Но есть много ненормальных в сексуальной жизни и соответ­ствующих во всех остальных пунктах среднему человеку, не от­ставших от человеческого культурного развития, слабым пунктом которого остается сексуальность.

Как на самом общем результате этих рассуждений остановимся на взгляде» что под влиянием многочисленных условий у поразитель­но многих индивидов род и ценность сексуального объекта

отступают на задний план. Существенным и постоянным в половом влечении является что-то другое1. *.,.,-, , .•;.

2, Отклонения по отношению к сексуальной цели

Нормальной сексуальной целью считается соединение гениталий в акте, называемом совокуплением, ведущем к разрядке сек­суального напряжения и к временному угасанию сексуального влече­ния (удовлетворение, аналогичное насыщению при голоде), И все же при нормальном сексуальном процессе можно заметить элементы» развитие которых ведет к отклонениям, которые были описаны как перверзии. Предварительными сексуальными целями считаются известные промежуточные процессы (лежащие на пути к сово­куплению) отношения к сексуальному объекту — ощупывание и раз­глядывание его. Эти действия, с одной стороны, сами дают наслаж­дение, с другой стороны, они повышают возбуждение, которое должно существовать до достижения окончательной сексуальной це­ли. Одно определенное прикосновение из их числа, взаимное при­косновение слизистой оболочки губ, получило далее как поцелуй у многих народов (в том числе и высокоаивилизованных) высокую сек­суальную ценность* хотя имеющиеся при этом в виду части тела не относятся к половому аппарату, а составляют вход в пищевари­тельный тракт. Все это — те моменты, которые позволяют установить связь между перверзней и нормальной сексуальной жизнью и которые можно использовать для классификации перверзии. Первер­зии представляют собой или: а) выход за анатомические грани­цы частей тела, предназначенных для полового соединения, или б) остановку на промежуточных отношениях к сексуальному объекту, которые в норме быстро исчезают на пути к окончательной сексуальной цели.

а) Выход за анатомические границы

Переоценка сексуального объекта

Психическая оценка, которую получает сексуальный объект как желанная цель сексуального влечения, в самых редких случаях огра­ничивается его гениталиями, а распространяется на все его тело и имеет тенденцию включать в себя все ощущения, исходящие от сексуального объекта. Та же переоценка переносится в психическую область и проявляется как логическое ослепление (слабость суж­дения) по отношению к душевным проявлениям и совершенствам сексуального объекта, а также как готовность подчиниться и пове­рить всем его суждениям. Доверчивость любви становится, таким

1 Самое глубокое различие между любовной жизнью в древнем мире и нашей состоит, пожалуй, в том, что античный мир делал ударение на самом влечении» а мы (Переносим его на объект влечения. Древние уважали влечение и готовы были об л а-городить ими малоценный объект, между тем как мы низко оцениваем проявление влечения самого по себе и оправдываем его достоинствами объекта.

образом, важным, если не самым первым источником а вт о р н те:

т а1.

Именно эта сексуальная оценка так плохо гармонирует с огра­ничениями сексуальной цели соединением одних только генита­лий и способствует тому, что другие части тела избираются сек­суальной целью2.

Значение фактора сексуальной переоценки лучше всего изучать у мужчины, любовная жизнь которого только и доступна исследо­ванию, между тем как любовная жизнь женщины, отчасти вслед­ствие культурных искажений, отчасти вследствие конвенциональной скрытности и неоткровенности женщин, погружена еще в непро­ницаемую тьму3.

Сексуальное использование слизистой

оболочки рта и губ

Использование рта как сексуального органа считается перверзи-ей, если губы (язык) одного лица приходят в соприкосновение с гениталиями другого, но не в том случае, если слизистые оболочки губ обоих лиц прикасаются друг к другу. В последнем исключении заключается приближение к норме. Кому противны другие формы перверзий, существующие, вероятно, с самых древних доисторических времен человечества, тот поддается при этом явному чувству отвращения, которое не допускает его принять такую сексуальную цель. Но граница этого отвращения часто чисто условна; кто со страстью целует губы красивой девушки, тот, может быть, лишь с отвращением сможет воспользоваться ее зубной щеткой, хотя нет никакого основания предполагать, что по­лость его собственного рта, которая ему не противна, чище, чем рот девушки. Тут внимание привлекается к моменту отвращения, которое мешает либидозной переоценке сексуального объекта, но, в свою очередь, преодолевается либидо, В отвращении хотят видеть одну из сил, которые привели к ограничению сексуальной цели.

1 Не могу отказаться от того» чтобы не напомнить о готовности гипнотизируемых подчиниться и поверить гипнотизеру, что заставляет меня предполагать, что сущ­ность гипноза надо видеть в бессознательной фиксации либидо на личности гип­нотизера {посредством мазохистского компонента сексуального влечения).

Ш. Ференци связал этот признак внушаемости с (родительским комплексом» (Jahrbuch fur psychoanalytische und psychopathologische Forschimgen, 1, 1909).

2 Однако необходимо заметить, что сексуальная переоценка развивается не при всех механизмах выбора объекта и что ниже мы познакомимся с другим, более непосредственным объяснением сексуальной роли других частей тела. Фактор «голо­да», который прнйоднлся Хохе и И. Блохом для объяснения перехода сексуального интереса с гениталий на другие части тела» как мне кажетсяt лишен этого значения. Различные пути, по которым с самого начала направляется либидо, относятся друг к другу как сообщающиеся сосуды, н необходимо считаться с феноменом колла­теральных течении,

9 В типичных случаях у женщины не замечается «сексуальной переоценки» мужчины, но последняя почти никогда не отсутствует по отношению к ребенку, кото­рого она родила.

Обыкновенно влияние этих ограничивающих сил до гениталий не

доходит. Но не подлежит сомнению, что и гениталии другого пола могут быть сами по себе предметом отвращения и что такое пове­дение составляет характерную черту всех истеричных больных (осо­бенно женщин). Сила сексуального влечения обыкновеннее всего проявляется в преодолении этого отвращения (см. ниже).

Сексуальное использование заднего прохода

Еще отчетливее, чем в предыдущем случае, становится ясным при использовании заднего прохода, что именно отвращение нала­гает печать перверзии на эту сексуальную цель. Но пусть не истол­куют как известное пристрастие с моей стороны мое замечание, что оправдание этого отвращения тем, что эта часть тела служит выделениям и приходит в соприкосновение с самым отвратитель­ным — с экскрементами, не более убедительно, чем то оправда­ние, которым истеричные девушки пользуются для объяснения своего отвращения к мужским гениталиям: они служат для мо­чеиспускания.

Сексуальная роль слизистой оболочки заднего прохода аб­солютно не ограничивается общением между мужчинами, оказывае­мое ей предпочтение не является чем-то характерным для инвертиро­ванных чувств. Наоборот, по-видимому, педерастия у мужчины обя­зана своим значением аналогии с актом с женщиной, между тем как при сношении инвертированных сексуальной целью скорее всего является взаимная мастурбация-

Значение других частей тела

Распространение сексуальной цели на другие части тела не представляет собой во всех своих вариациях нечто принципиаль­но новое, ничего не прибавляет к нашему знанию о половом вле­чении, которое в этом проявляет только свое намерение овладеть сексуальным объектом по всем направлениям. Но наряду с сексу­альной переоценкой при анатомическом выходе за границы половых органов проявляется еще второй момент, который с общепринятой точки зрения кажется странным. Определенные части тела, как сли­зистая оболочка рта и заднего прохода, всегда встречающие­ся в этих приемах, как бы проявляют притязание, чтобы на них самих смотрели как на гениталии и поступали с ними соответ­ственно этому. Мы еще услышим» что это притязание оправдыва­ется развитием сексуального влечения и что в симптоматике не­которых болезненных состояний оно осуществляется.

Несоответствующее замещение сексуального объекта — фетишизм

Совершенно особое впечатление производят те случаи, в которых нормальный сексуальный объект замещен другим* имеющим к нему отношение, но совершенно непригодным для того, чтобы служить нор­мальной сексуальной цели. Согласно принципам классификации

половых отклонений нам следовало бы упомянуть об этой крайне интересной группе отклонений полового влечения уже при отступ­лениях от нормы в отношении сексуального объекта, но мы отложили это до момента нашего знакомства с сексуальной пере­оценкой, от которой зависят эти явления, связанные с отказом от сексуальной цели.

Заместителем сексуального объекта становится часть тела, в общем очень мало пригодная для сексуальных целей {нога, во­лосы) t или неодушевленный объект, имеющий вполне определенное отношение к сексуальному лицу, скорее всего к его сексуальности (части платья, белое белье). Этот заместитель вполне правильно приравнивается к фетишу, в котором дикарь воплощает своего бога.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 598;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.