РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. строя. Усиление сеньориальной власти, о котором мы поговорим дальше, происходило разными способами, но главным методом все же было насилие: отступление на


строя. Усиление сеньориальной власти, о котором мы поговорим дальше, происходило разными способами, но главным методом все же было насилие: отступление на второй план центральной власти при последних Каролин-гах открыло простор для насильственных действий сеньо­ров. В христианстве «мир» — сакрализованное эсхатоло­гическое понятие, одно из предвоплощений райского мира. Поэтому движение за мир в период около тысячного года сопровождалось выступлениями, в которых ярко отражался религиозный энтузиазм. Главными действующими лица­ми этого движения были Церковь и крестьянские массы. Некоторые видят здесь что-то вроде волны народного воз­мущения, которое Церковь подхватила и обратила себе на пользу. Во время таких выступлений, которые Цер­ковь облекала в форму церковных соборов с участием ми­рян, происходило внедрение новых для христианской Ев­ропы религиозных практик: поклонения мощам и сотво­рения чудес. Но тогда же впервые издается множество предписаний о защите слабых: крестьян, торговцев, па­ломников, женщин, а также — Церковь не упустила удоб­ного случая — священнослужителей. В общем, рядом с «Европой воинов» вырисовывается «Европа безоружных». Движение за мир было подхвачено сеньорами и полити­ческими вождями. Поначалу меры, принимаемые для под­держания мира, были направлены преимущественно не на то, чтобы полностью ликвидировать насилие, а на то, чтобы ввести его в определенное русло и регламентировать. Было введено понятие «Божьего перемирия», согласно которо­му в известные моменты требовалось слагать оружие. Но уважение к миру и к более скромному явлению — пере­мирию исходили также от тех, кто обладал существенны­ми военными силами (они превратятся затем в полицию) и являлся законным правителем, а значит, мог выступать в роли миротворца. В 1024 году во время встречи на реке Мёз король Франции Роберт Благочестивый и император Генрих II провозгласили всеобщий мир. После этого уста-


III. ЕВРОПА КАК МЕЧТА И КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ 79

новлением мира стали заниматься те, кто располагал се­рьезной властью. Божий мир становится миром королев­ским или, как в некоторых областях (например, в Норман­дии), герцогским. Мир становится одним из самых важных инструментов поддержания королевской власти в ее пол­ноте. Он теряет тот эсхатологический и сакральный ореол, которым это понятие было окружено на рубеже первого и второго тысячелетий. При этом мир по-прежнему явля­ется идеалом религиозным; мир на государственном уров­не, а потом и на европейском остается до сегодняшнего дня одной из главных коллективных задач всей Европы. Король Франции Людовик IX (Людовик Святой) в XIII ве­ке выполнял функцию арбитра, миротворца и утешителя (так его называли), и это ему удавалось, потому что ореол святости позволял ему лучше других справляться с задачами, которые изначально носили религиозный ха­рактер.

Новая европейская святыня в ИспанииСантьяго-де-Компостела

На границе тысячного года происходит и еще одно со­бытие: начинается отвоевывание Пиренейского полуост­рова у мусульман, которое позже назовут Реконкистой. Ключевое событие произошло в начале IX века. В Гали­сии, в Компостеле (что означает «Поле Звезды», Campus Stellae), на территории- древнего вестготского кладбища, обнаружили, благодаря особому свечению и другим сверхъ­естественным явлениям, могилу святого апостола Иако­ва, тело которого после мученической смерти было выбро­шено здесь на берег в лодке. После ее обнаружения (ок. 820-830) эта могила, над которой строились все бо­лее роскошные святилища, понемногу превращается в центр паломничеств, и начиная с XII века это место ста­ло третьей святыней наряду с Иерусалимом и Римом, куда стекались паломники со всего христианского мира.


80 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

Во время борьбы с мусульманами святой Иаков покрови­тельствовал христианам в сражениях и получил имя Ма-таморос, то есть «истребитель мавров». В Сантьяго схо­дились богомольцы со всей Европы, и это был крупней­ший центр паломничества, хотя сегодня и принято считать, что пик паломнического движения приходится не на Сред­невековье, а на период Нового времени. Расцвет Сантья-го-де-Компостела подтверждает важную роль окраин в фор­мировании Европы. Тем временем христиане, которые, за­крепившись на севере Испании, подвергались набегам мусульман (самые яркие примеры — разграбление кор-довским правителем ал-Мансуром Барселоны в 985 году и Сантьяго-де-Компостела в 997 году), организуются и ре­шают не просто защищаться от мусульман, но и атако­вать их. Создание королевства с центром в Памплоне (X век) знаменовало явный прогресс в военно-политиче­ской организации христиан. После смерти ал-Мансура и убийства его внука в 1009году мусульманская Испания начала ослабевать, что создавало весьма благоприятную ситуацию для христиан.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 669;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.002 сек.