РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. попытку завоевания Британии


попытку завоевания Британии. На время им это удается, и Кнут Великий в период с 1018 по 1035 год является одновременно королем Дании и Британии. Он последо­вательно поощрял развитие монастырей и распростране­ние христианства в Дании. В Норвегии святой Олаф, пра­вивший с 1015 по 1030 год, распространял христианство, которое появилось в Норвегии благодаря Олафу Трюгвас-сону, занимавшему престол в 995-1000 годах. Канониза­ция святого Олафа свидетельствует о позиции папства, которое «вознаграждало» святостью королей, обративших своих подданных в христианство. Это один из примеров присоединения к христианскому миру народа, которым правил король, принявший христианство и насаждавший его в своей стране. В Швеции первым королем-христиа­нином был Олаф Шётконунг, правивший в начале XI века. Чтобы дополнить рассказ о присоединении скандинавов к христианскому миру, напомним, что норманны под на­чалом Роллона, поселившиеся в галльской области, где впоследствии будет создано герцогство Нормандия, попали под власть Каролингов и коллективно обратились в хрис­тианство. Именно с благословения Папы герцог Вильгельм Незаконнорожденный захватил в 1066 году Британию: по­беда в битве при Гастингсе ознаменовала конец англосак­сонского королевства. Представители северной ветви западных народов вошли в состав христианского мира, а значит, и в будущую Европу.

Вхождение в христианское пространство венгров — мы переносимся в Центральную Европу — произошло особым образом. Венгров отличала одна особенность: их язык не относился ни к романским, ни к германским, ни к славян­ским. Это лингвистическое своеобразие сохранилось до сегодняшнего дня, и их пример доказывает, что при всем важном значении языков, о котором мы еще поговорим, лингвистические различия не являются решающим фак­тором при складывании культурного или политического сообщества. Еще одним таким примером станет Швей-


III. ЕВРОПА КАК МЕЧТА И КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ 75

цария. Венгры, которые пришли из Азии в результате длительной миграции, остались полукочевниками и в конце IX века создали в Карпатах государство с князем Арпа-дом во главе. Оттуда они совершали разорительные набе­ги на Центральную Европу до тех пор, пока император Оттон I не нанес им сокрушительное поражение при Лех-фельде в 955 году. В те времена венгры стали объектом нескольких кампаний по обращению в христианство, ис­ходивших как с востока, так и с запада. Эту задачу удаст­ся решить римским миссионерам из числа уже обращен­ных германцев, итальянцев и славян. На примере святого Стефана (Иштвана) видно, какое важное значение имело смешение народов в христианской Европе. Святой Сте­фан находился под влиянием архиепископа Праги Войте­ка (святого Адальберта), его жены баварки Гислы, сестры императора Генриха II, а также венгерского епископа Гел-лерта, епископа Чанадского, получившего образование в монастыре Сан-Джорджо-Маджоре. Геллерт создал вен­герскую Церковь и был убит во время языческого восста­ния в 1046 году. Стефан, крестившийся в 995 году, в ты­сячном году создал бенедиктинский монастырь Паннон-халма на месте, где, по преданию, родился святой Мартин. Он учредил два первых епископства, постановил, что каж­дая деревня обязана построить церковь, и составил на ла­тыни «Княжьи зерцала»1 — «Libellus de instructione morum» для своего сына Имре, который правил после него и тоже был канонизирован. И наконец, в этом удивительном ряду королей-святых потомок Стефана Владислав (1077-1095) также был причислен к лику святых.

Эта могучая волна христианизации в конце первого тысячелетия захлестнула также западных славян. Мы уже говорили о хорватах, которые поселились на северо-вос­точном побережье Адриатики. Нужно упомянуть один эпи-

1 «Княжьи зерцала» (или «Поучения владыкам») — дидактиче­ские сборники VIII—XV веков, содержащие наставления правителям.



РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ


зод, очень важный, поскольку он имеет и позитивное, и негативное значение. Это попытка обратить чехов и мо-равов в христианскую православную веру греческого об­разца, предпринятая Кириллом и Мефодием. Два брата, византийские монахи, с очень раннего возраста связан­ные со славянской средой, стремились не только обра­тить славян в христианство, но и развить их культуру. Они создали для славянских языков собственную пись­менность — глаголический алфавит (глаголицу). Главным полем их деятельности была Моравия. При этом, хотя их влияние в лингвистических и литургических вопросах было существенным и длительным, приобщить чехов и другие народы Моравии к православию им не удалось: Богемия и Моравия вошли в латино-римский христианский мир. Тем не менее этот эпизод оказал такое влияние на сла­вян и народы Центральной Европы, что Папа Иоанн Па­вел II (1978-2005) провозгласил Кирилла и Мефодия по­кровителями Европы наравне со святым Бенедиктом Нур-сийским.

Если не брать во внимание Венгерскую державу, то период распространения христианства в Центральной Ев­ропе был непростым с политической точки зрения. Князь Святоплук (870-894) создал государство Великая Мора­вия. В 895 году от него отделилась Богемия, а около ты­сячного года Богемия и Польша, обе принявшие христи­анство, стали претендовать на Моравию. Польский князь Мешко из династии Пястов принял крещение в 966 году. Христианская Польша поддерживала полуконфликтные-по­лудружеские отношения с соседней Германской импери­ей. В 1000 году в Гнезно, на могиле святого Адальберта, было основано архиепископство польское. Император Оттон III в том же тысячном году отправился туда в па­ломничество. Наконец, в 1025 году Болеслав Храбрый стал польским королем. Во время этих событий XI века рели­гиозный и политический центр Польши сместился к югу и столицей страны стал Краков. Процесс обращения в хри-


III. ЕВРОПА КАК МЕЧТА И КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ 77

стианство завершился и в церковной сфере, и в политиче­ской. В основном возвышение глав церковных метрополий было связано с успехами королей. Мы еще столкнемся с вопросом о том, проявлялся ли в Средние века и позже, в исторической перспективе, особый характер Централь­ной Европы; пока же обратим внимание на то, насколько обстановка в формирующейся Европе, безотносительно к принятию христианства, благоприятствовала созданию монархических государств. Европа представляла собой собрание королевств. Установление христианства практи­чески во всей Западной и Центральной Европе (а к концу XI века только пруссы и литовцы оставались язычниками) сопровождалось серьезными изменениями в топонимике. Окрестить определенным образом то или иное место было столь же важно, как окрестить человека. Сеть христиан­ских топонимов, зачастую связанных с паломничествами, наложит отпечаток на христианский мир. В конце XI века самыми распространенными топонимами в христианском пространстве от Польши до Испании были названия, свя­занные с именем святого Мартина.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 592;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.