Искренние подсказки
Искренние подсказки сообщат, что на самом деле происходит в мыслях и душе человека. Они часто помимо чьей-либо воли выдают то, что люди хотели бы скрыть от посторонних глаз, и в некоторых случаях люди предпринимают поистине титанические усилия, чтобы утаить от чужого взора самое сокровенное. Существуют, однако, жесты и телодвижения, которые весьма похожи на подсказки, но не являются таковыми. Тем не менее есть признаки, по которым искренние подсказки можно отличить от ложных. Прежде всего искренними можно считать только непроизвольные, спонтанные подсказки — например, внезапный румянец, пот, расширение зрачка, то есть те подсказки, что неподконтрольны сознанию. Такие невольные проявления человеческой природы невозможно подделать или имитировать. Человек не в силах по собственной воле покрыться румянцем или залиться потом, как не в силах и
приказать своему зрачку расшириться. Следовательно, когда мы видим, как зарделось чье-то лицо, это означает, что человек ощущает неловкость своего положения. Если же наш собеседник вдруг покроется испариной, мы сможем с уверенностью сказать, что он испытывает волнение или крайнее беспокойство, а может быть, и го и другое вместе. Когда же мы заметим, что зрачки у человека расширились, у нас будут все основания полагать, что причиной этого стал либо недостаток освещения, либо эмоциональное возбуждение.
Румянец, испарина, расширение зрачков — все это признаки, неподконтрольные сознанию, однако между ними тоже есть определенные различия. Например, когда у нас на щеках вспыхивает румянец, мы понимаем, что окружающие вполне могут заметить наше замешательство и смущение, но, увы, ничего не можем исправить. Точно так же и люди, оказавшиеся свидетелями нашего замешательства, вполне отдают себе отчет в том, что вторглись на территорию чужих чувств и переживаний, о которых с пламенным красноречием говорят наши полыхающие румянцем щеки. Но совсем другое дело, если у нас расширились зрачки. В этом случае мы сами не ведаем, что творят наши зрачки. У нас не возникает ни тени подозрения, что наше душевное состояние может светиться в них и что информация о наших переживаниях уже запечатлелась в нашем облике. Интересно, что и люди, которые наблюдают за нами и даже догадываются о нашем эмоциональном возбуждении, не могут объяснить, как они пришли к такому заключению. Все, что доходит до их сознания, это то, что в нашем облике есть нечто, приковывающее к себе их внимание, но что именно привлекает их в нашем лице, — нет, этого они объяснить не могут. Короче говоря, когда наши зрачки расширяются, это значит, что мы делаем искреннюю подсказку, но при этом даже не осознаем своих действий. Эта подсказка вызывает ответную реакцию в окружающих, хотя никто не отдает себе отчета, почему при виде нас что-то всколыхнулось в их душе.
Искренние подсказки проскальзывают преимущественно в тех случаях, когда люди позволяют себе прихвастнуть, когда в их словах нет искренности, — все равно, стремятся ли они придать себе больший вес и казаться людьми, наделенными властью, хотят ли держаться более уверенно — увереннее, чем было бы естественно для них, или просто лгут, пытаясь скрыть свое беспокойство или подлинные намерения, — вот тогда-то нет-нет да появится подсказка. Впрочем, самозванцам, профессиональным жуликам, заядлым лгунам и психопатам часто удается держаться на удивление естественно, допуская самое незначительное число разоблачающих подсказок. Однако в большинстве своем люди чувствуют смущение, когда говорят заведомую ложь и не могут не выдать себя разнообразными подсказками. Попытка сохранить хорошую мину при плохой игре и добиться чистого звучания отпетой фальши ложится тяжким бременем на душу человека: задуманное им представление начинает трещать по всем швам, и сквозь трещинки просачиваются предательские подсказки.
Пол Экман с коллегами из Калифорнийского университета в Сан-Франциско показал, насколько различны люди в своей способности убедительно лгать. Например, те из них, кто относится к лжи легко, не испытывая при этом моральных затруднений, что называется, лгут и не краснеют, и почти не оставляют улик, свидетельствующих об их обмане, — словом, не допускают «утечек информации». Некоторые исследователи полагают, что совершенных лжецов не существует и, как бы далеко ни зашел человек в своей привычке обманывать, он все-таки оставляет красноречивые свидетельства собственной лжи. Фрейд, к примеру, считал, что люди не способны скрывать от окружающих свое расположение духа, — в конечном итоге хоть какой-нибудь знак,
поднимающий завесу над их тайными помыслами, непременно пробьется наружу. По его словам: «Тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать[1], может убедиться, что ни одному смертному не дано сохранить секрет. Если губы его молчат, говорят кончики пальцев, и из каждой поры сочится ложь».
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 628;