Смещенные подсказки

Когда вы видите, как кто-то слегка постукивает носком ботинка, вы будете правы, если расцени­те это как проявление нетерпения, которое чело­век чувствует в данный момент. Вам и в голову не придет, что постукивание свидетельствует о том, что когда-то в прошлом человек с нетерпением ждал чего-то — вот с тех пор и постукивает. Не подумаете вы также и о том, что человек нервни­чает, предчувствуя, как в будущем будет сгорать от нетерпения. Чаще всего подсказки связаны с тем, что человек чувствует в данную минуту, -короче говоря, их можно охарактеризовать как «синхронные». Существует два типа синхронных подсказок. Первые свидетельствуют об актуаль­ных для данного момента чертах характера чело­века. Другие — о переживаниях, охвативших душу в данный момент. Когда люди, склонные к хрони­ческому беспокойству и нервозности, кусают ногти, это приподнимает завесу над некоторыми чертами их характера, неотъемлемыми от их лич­ности во все дни жизни, но ставшими особенно ак­туальными в данный момент, — подобное состо­яние духа не пройдет со временем. Но может слу­читься и так, что человека охватил минутный приступ беспокойства, и он принялся грызть ногти — словом, он поддался минутному настро­ению, спровоцированному тем положением, в котором он оказался. Однако в любом случае, если мы завидим человека, кусающего ногти, нам станет ясно, что за чувства он испытывает в дан­ный момент, независимо от того, являются ли эти переживания неотъемлемой частью его жиз­ненного опыта — как в первом случае, или это лишь временное явление — как во втором.

Существует большое количество синхронных подсказок, которые позволяют проникнуть в тай­ну человеческой личности и понять, какие имен­но черты характера проявляются в данный мо­мент. Некоторые из них: вспомним, как один че­ловек обкусывает ногти, а другой — подергивает пряди волос, — совершаются произвольно, точ­нее — в силу привычки. Иные подсказки — раз­личные тики, потоотделение, затрудненное или учащенное, но неглубокое дыхание — соверша­ются непроизвольно. Последние могут быть тре­вожным знаком — предвестником грозных забо­леваний, и тогда следует прибегнуть к помощи психиатра. Классическим примером синхронных подсказок, связанных с хроническими заболева­ниями, может служить истерический паралич, в результате которого человек утрачивает способ­ность двигать, например, одной из рук. И это слу­чается вовсе не вследствие соматических наруше­ний, но в результате полученных травм, которые в прошлом явились причиной утраты способности управлять той или иной частью тела, причем па­мять о пережитом сохранилась до сего дня. В по­добном случае паралич может быть снят посред­ством психологической помощи, и никакого ме­дицинского вмешательства не потребуется.

Некоторые состояния дремлют до поры до времени, ожидая, когда наступит их черед вы­плеснуться в поступках людей, во всеуслышание заявить о себе. Лучший пример, подтверждаю­щий сказанное, — это всевозможные фобии. Су­ществуют люди, которым достаточно увидеть хоть крошечного паучка, и вот они уже в панике вскочили со своего места, ибо чувство необъяс­нимого ужаса овладело ими. К счастью, страхи преследуют их не всегда. Но стоит такому челове­ку завидеть паука, как он немедленно испытыва­ет испуг. Не то же ли самое происходит и с нашим телом? Ведь существует так называемая «мышечная память». Люди, перенесшие травмы, стремятся прогнать гнетущие воспоминания и прячут их где-то в глубине своих мышц. Но томя­щаяся в заточении память иногда сказывается в осанке и телодвижениях. По внешней манере держаться порою и не заподозришь, что в поведе­нии человека сквозит нечто странное. Однако если мышцы, хранящие воспоминания, рассла­бятся, память порой позволяет себе поведать о

былом. Это происходит обычно в тех случаях, когда человек не справляется с потоком нахлы­нувших на него чувств и жгучих переживаний.

Итак, кроме синхронных, существуют подсказ­ки, смещенные во времени. Их также называют анахроническими. Они свидетельствуют о том, что человек уже пережил или что ожидает испытать в скором будущем, но вовсе не о его сиюминутном состоянии. Примеров анахронических подсказок можно привести множество, нужно только по­пристальнее посмотреть вокруг. Если вы обрати­те внимание на руки людей, мирно беседующих о чем-то, вы не сможете не заметить, как часто они используют иллюстративные жесты, то есть пока­зывают руками, как выглядит интересующий их предмет — какова его форма и размеры. Интерес­но, что жест в такой ситуации всегда опережает слово. Если один из собеседников, например, ведет речь о винтовой лестнице, то, не дождавшись еще, пока его язык проговорит: «винтовая лестница», со­беседник, мотнув рукой вверх по спирали, успеет уже показать жестом, о чем, собственно, он хочет вести разговор. Живший в далеком XVII веке ис­следователь жестов — Джон Бульвер — выявил эту же закономерность и описал ее в следующих выра­жениях: «Рука, повивальная бабка, многократно играла и будет играть роль первой восприемницы мыслей у медлительного языка; она первой подхва­тывает их, моментально отправляя депеши об их существовании при помощи жестов. Благодаря жестам рука постоянно дает знать о наших намере­ниях, и добрая половина мыслей высказывается ею прежде, чем слова, которые сопровождают ее дей­ствия или развивают их, смогут коснуться наших ушей и дойти до нашего сознания». Жесты облада­ют правом первыми заключать сделку с сознанием человека. Мысль сперва приводит в движение наши руки и лишь затем вдохновляет на слово язык, или же, — что более спорно, — жесты могут вполне полноценно описать форму того, о чем мы думаем и собираемся говорить. В тех случаях, когда мы запамятовали нужное слово: оно легло на дно и наотрез отказывается блеснуть чешуей в мутных водах нашего сознания или подать признаки жизни из толщи вод, — тогда нам на помощь приходит жест, лишь ему под силу излечить нас от забывчивости — сделав в воздухе соответст­вующее движение рукой, мы чувствуем: нас оза­рило, потерянное слово воскресает в нашей па­мяти, восстает живым и невредимым из ее глу­бин.

Надо сказать, что из мутных вод подсознания можно выловить и другие, не менее красноречивые экземпляры анахронических подсказок. Джордж Мал, практикующий психолог, составил отчет об интервью, которое он брал у одного из своих па­циентов, точнее — пациенток, ибо это была жен­щина, игравшая с обручальным кольцом в тече­ние всего того времени, пока описывала симпто­мы, характерные для беспокоящего ее нервного расстройства. Надо сказать, что о своем муже она так ни разу и не упомянула. Точнее, она кое-что сказала и о нем, но лишь после того, как оставила кольцо в покое. Пожаловалась же она на следую­щее: оказывается, муж не помогает ей по дому и угнетающе действует на ее душевное состояние. В его присутствии она может думать лишь об од­ном — насколько же она далека от идеала жены и матери. Ее игру с обручальным кольцом можно интерпретировать двумя способами: либо она подсознательно вспоминала о своем муже — ли­бо кольцо должно было напомнить о нем и вну­шить ей мысль о жалобах, которые она не сразу решилась высказать. Так или иначе, ясно одно: пока женщина поигрывала с кольцом, в ее созна­ние так и не закралась мысль о муже — о нем она вспомнила потом. Ее манипуляции с кольцом, таким образом, были смещены во времени — они являлись анахронической подсказкой. Кроме того, если бы нам пришлось расценить ее жалобу на мужа как подсказку, нам следовало бы учесть, что это была синхронная подсказка, ибо с ее помо­щью женщина высказала мысли, которые только теперь пришли ей в голову.








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 647;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.