Взгляды-подсказки
Иерархия по принципу доминирования, существующая в стае шимпанзе, находит свое отражение в «структуре внимания», характерной для каждой отдельной стаи. Подчиненные особи проводят больше времени, следя за вожаком, а не друг за другом. Все внимание направлено на вожака стаи. В фирмах, занимающихся бизнесом, действует тот же закон. И здесь подчиненные проводят больше времени, следя за действиями своего лидера, нежели друг друга. А всеобщее внимание сфокусировано на боссе.
Но это еще далеко не все сходство, какое можно проследить, наблюдая за стаей шимпанзе и деловыми фирмами. Когда шимпанзе-вожак встречает подчиненного, последний всем видом показывает свое миролюбие. Для этого он весь сжимается и стремится показаться ниже ростом, отводит взгляд, а иногда подставляет зад. Подчиненные особи шимпанзе отводят взор в связи с тем, что прямой взгляд может быть воспринят доминирующей особью как вызов и приглашение к поединку. Ритуал приветствия, существующий в организациях, занимающихся бизнесом, весьма похож на то, что мы наблюдаем в стаях шимпанзе. Хотя сотрудники не подставляют зад боссу, а если и делают это то, разумеется, не в буквальном смысле, они часто стараются выглядеть ниже ростом [12]и доказать, что не представляют ни малейшей угрозы, — и для этого наклоняют голову, прижимают руки к туловищу, а ноги держат вместе.
На основе тех же законов складываются модели обмена взглядами. Когда два человека смотрят друг на друга, кажется, что они «сплетаются взглядами». Если же социальный статус людей различен, то тот из них, кто отведет глаза первым, то есть «порвет узы», сочетающие взор со взором, и будет в этой паре подчиненным. Предположим, один человек победил взглядом другого и заставил его потупиться. Этот факт может иметь далеко идущие последствия, разумеется, люди будут продолжать общаться. Например, очень высока вероятность того, что человек, при первой встрече победивший другого ни лядом, во время дальнейшей совместной работы в коллективе проявит большую активность и влиятельность.
Если сотрудники одной занимающейся бизнесом фирмы, босс и его подчиненный, случайно встретятся друг с другом взглядом, то скорее всего именно подчиненный будет тем человеком, который предпочтет первым опустить взгляд. Неявный оппонент босса также может выдать себя взглядом. Например, вместо того чтобы открыто заявить боссу о своем несогласии с ним, подчинённый может просто вызвать его на поединок –«визуальный армрестлинг» — и не отводить .яда чуть дольше, чем делал это обычно. Если интуиция окажется на высоте и вовремя подскажет ему. когда пора отвести взор, подобный попок принесет желанный результат, а подчиненного при этом никто не сможет обвинить в неуважительном поведении. Если же в беседу вступили люди с неравным социальным положением, лидер обычно заявляет . ноем статусе посредством «визуального доминирования», то есть он подолгу останавливает ид на окружающих, когда говорит сам, и значительно меньше времени уделяет тому, чтобы смотреть на говорящего и всех, кто рядом, когда сам лидер оказывается в роли слушателя. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, доминирующего положения в обществе легче добиться произносящему речь, нежели слушающему её, поэтому лидеры стремятся ни на йоту не отклоняться от стратегии доминирования, то есть, никогда не позволяют себе надолго уступить роль оратора.
Играя эту роль, лидеры пристально наблюдают поведением окружающих, постоянно контролируя ситуацию, чтобы удостовериться, что их действительно слушают и ни у кого из слуша быть естественнее, чем откликнуться немедленно: так поступило бы большинство людей. Большинство, но не император. После внушительной паузы император все-таки позволял своим очам медленно обратить взор в стор9ну говорящего. Настолько медленно, что казалось, словно движения императора были некогда засняты на пленку, и теперь перед нами был не он сам, а некое кино, в замедленном темпе воспроизводившее гримасы и телодвижения повелителя. Действия императора воспроизводились без тени назойливости или поспешности. Каждый взгляд, каждый жест выполнялись величественно, с той особой скоростью, которая отмерялась по его собственным, императорским, часам. Это напомнило мне один из афоризмов немецкого философа Ницше, который на вопрос: «Что такое аристократизм?», ответил: «Медлительные жесты и медленные взгляды».
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1061;