Подсказки устраивающихся поудобнее
Когда мы разговариваем с тем или иным человеком с позиций силы и авторитета, нам следует учесть, что каждое наше действие и каждый наш поступок будут подвергнуты несравненно более
Строгому критическому анализу, нежели поступки других людей. В результате мы испытываем чувство неловкости, застенчивость и беззащитность. Есть немало способов, позволяющих совладать со своими эмоциями. Во-первых, мы можем прибегнуть к автоконтакту, то есть совершать действия, предполагающие, что мы будем прикасаться к себе, поглаживать себя или сохранять максимальный контакт с собственным телом. Эти обращенные на самих себя жесты и стремление устроиться поудобнее являются не Чем иным, как попыткой успокоиться и взять
»себя в руки. Впрочем, тем же успокаивающим эффектом обладают обращенные на нас действия других людей — их прикосновения, поглаживания или стремление подержать нас за руку или обнять за плечи. Следовательно, действия, обеспечивающие автоконтакт, — это замещающие подсказки; они обеспечивают чувство комфорта и покоя, но мы прибегаем к их помощи в тех случаях, когда поблизости нет человека, который бы сам погладил и утешил нас.
Действенность автоконтакта основана на интересной закономерности, проявляющейся в том, что лучшим способом погрузить человека в атмосферу уюта и удобства является физическое прикосновение. Подобные действия выглядят крайне примитивными, но порой оказываются невероятно эффективными. Сама структура кожи свидетельствует о том, насколько важны для человека прикосновения. Дело в том, что кожный покров буквально испещрен миллионами клеток-рецепторов, которые проявляют удивительную чувствительность к малейшему изменению силы и напряженности контакта и связанного с ним давления. О том же свидетельствует и структура нашего мозга, точнее — его коры, в которой была обнаружена особая префоральная зона, отвечающая преимущественно за восприимчивость к прикосновениям, в то время как другие зоны мозга отвечают за другие ощущения и менее чувствительны к сигналам, посылаемым рецептора ми, которые реагируют на прикосновение. Первоначальный контакт между новорожденным младенцем и его матерью осуществляется на языке прикосновений. Именно они позволяют малышу пребывать в состоянии комфорта и чувствовать себя в безопасности. Именно это младенческое переживание прикосновения как носителя успокаивающей власти над нашей психикой пройдет с нами через всю нашу жизнь; именно это чувство воскресит в нашей памяти то ощущение любви и безопасности, которое мы хоть однажды да испытали во младенчестве. Но этот закон психики имеет оборотную сторону. С какой бы печалью ни приходилось говорить об этом, но нельзя не признать, что люди, пребывающие в угнетенном состоянии духа, томящиеся в одиночестве, страдающие от собственной уязвимости и ранимости — люди, ждущие своей очереди в долгой череде стремящихся получить пособие по безработице, готовые в любую минуту сделаться жертвой несчастного случая или столкнуться с трагической неожиданностью, вынужденные обивать пороги судов, — все эти люди, часто прикасаются к своему телу тем единственным способом, что напоминает им касания матери. Память обо всех этих прикосновениях до сих пор таит в себе непередаваемую сладость утраченного уюта. Приглядитесь к этим несчастным, и вы убедитесь в истинности всего сказанного выше. Так вот, описанное нами поведение характерно для людей, к которым невозможно относиться иначе, как к вечным детям или даже младенцам, вечно зависимым и подчиненным.
Чувство зависимости и подчиненности часто выражается в стремлении поглаживать себя по волосам, особенно с затылочной части головы. Возможно, это действие уводит ниточку памяти к тем временам, когда мама, лаская, поглаживала нас по головке, чтобы мы почувствовали, что нас любят, и насладились покоем и уютом. А может быть, в такие мгновения люди вспоминают, как мама утешала их и вселяла в них веру в незыблемость той опоры, которую они обрели в ней, ероша и приглаживая их волосы на затылке и словно убаюкивая их. Чувство зависимости может также выражаться в стремлении то и дело дотрагиваться до своего лица, а еще чаще — в бессознательном желании прикоснуться ко рту пальцами да там их и оставить. Эти исполненные стремления к уюту жесты также обязаны своим происхождением привычке матерей ласкать своих детей, поглаживать их личико, играть с ротиком и, утешая, целовать. Кроме того, матери в минуту тяжкую для своего чада стремятся обнять его. А следовательно, когда уже взрослый чело-иск чувствует свою беззащитность и зависимость от других, он стремится вернуть мир и покой в гною душу, стремясь обнять себя, насколько это и его силах.
Во-первых, приведем в качестве примера «обхват рукой» — при этом одна рука ложится поперек груди так, чтобы охватить ладонью бицепс другой руки.
Во-вторых, рассмотрим жест, называемый условно «патронташ»; для него также характерно, чтобы рука ложилась опять-таки поперек груди, но теперь ладонь обхватывает противоположное плечо. «Двойной патронташ» предполагает, что обе руки лежат поперек груди и каждая из них охватывает противоположное плечо. Эти действия воскрешают в нашей памяти состояние, которое мы испытывали, будучи обнимаемы.
Чтобы устроиться поудобнее и почувствовать себя уютно, некоторые совершают действие, которое должно воскресить в их памяти ощущение, что их держат за руку. При этом одни используют -пожатие ладонью», то есть одной обращенной ладонью вверх рукой держат ладонь другой руки. Кисти других людей уподобляются «ласточкиному хвосту», то есть принимают положение, при котором пальцы обеих рук сплетены, но не обязательно согнуты. Но о каком бы положении рук не зашла речь, важно, что ладони будут либо плотно прижаты друг к другу, либо расположатся рядом в более свободной позе, но с тем обязательным условием, что человек будет постоянно ощущать, что ему не составит труда в любой момент крепко стиснуть одну из своих рук другой или обхватить рукой какую-нибудь часть своего тела и на том успокоиться.
Подобное положение рук подчеркнуто контрастирует с привычными для лидера позами, типа «шпиль» — так принято называть положение рук, при котором руки человека свободно согнуты и он опирается локтями о колени или какой либо предмет. Ладони при этом обращены друг к другу и кончики пальцев одной руки слегка соприкасаются с кончиками пальцев другой: создается впечатление, что ладони изображают шатровое перекрытие церкви. Положение «шпиль» характерно для людей, которые любят выставлять свои руки на всеобщее обозрение, но не могут найти повода, ибо в данный момент не видят способ, хоть чем-нибудь занять руки. Вместе с тем соприкосновение пальцев рук позволяет им почувствовать себя комфортно. Итак, люди подчиненные или зависимые стремятся максимально увеличить область автоконтакта, в то время как в позе «шпиль» подобный контакт сведен до минимума
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1081;