Подсказки о подчиненном положении
Положение подчиненного — оборотная сторона лидерства. Есть немало оснований для подобного заявления. В своей известной книге «Способы выражения чувств у человека и животных» Чарлз Дарвин описывал, каким образом взаимосвязь между положением лидера и подчиненного регулируется тем явлением, которое он называл «принципом антитез». Дарвин указывал, что когда собака ощущает себя вожаком и настроена агрессивно, она ступает прямо, с поднятой головой, а мышцы становятся упругими. Хвост напряжен, шерсть на голове и спине встает дыбом, уши стоят торчком и нацелены вперед, а в глазах светится решимость сохранить неподвижный взор. Когда собака готовится к нападению, она ощеривает зубы, ее уши отведены назад и прижаты. А когда та же собака чувствует себя существом подчиненным, в ее внешности появляются прямо противоположные черты. Вместо 'того, чтобы прямо наступать на окружающих, она сжимается всем телом, стремясь казаться меньше и ниже ростом. На смену былой упругости и жесткости мышц спины и ног приходит гибкость и податливость, которая сквозит теперь во всей собачьей осанке. Хвост уже не напряжен и держится не столь прямо; он опущен и помахивает или даже виляет из стороны в сторону. Шерсть стала гладкой, уши свисают свободно, ощеренных зубов больше не видно, губы расслаблены. Когда уши оказываются отведены назад, веки сами слегка опускаются, поэтому глаза уже не столь грозно округлены и не впиваются взглядом в окружаю Подсказки пожимающих плечами
Когда Дарвин решил применить принцип антитез к людям, он остановил свой выбор на пожимании плечами. «Что же касается человеческого рода, — писал он, — то лучшим примером жеста, представляющего собой прямую противоположность другим телодвижениям, считающийся естественными при враждебном настрое духа, является пожимание плечами».
По мнению Дарвина, естественной противоположностью чувства беспомощности и беззащитности, связанного с пожиманием плечами, является расположение духа, наиболее полным выражением которого является негодование. При пожимании плечами, говорит нам Дарвин, плечи обычно приподняты, локти вдавливаются в тело, кисти подняты и пальцы выпрямлены. В противоположность этому жесту для чувства негодования характерно стремление придать плечам жестко квадратную форму. Грудь распрямлена, все члены тела напряжены, кулаки сжаты.
Это звучит вполне убедительно, но в действительности в этих наблюдениях заключена ошибка. Дело в том, что проявление негодования вовсе не связано с телодвижениями и жестами, противоположными пожиманию плечами. Негодование, как называл этот комплекс переживаний Дарвин, сопровождается подъемом головы, плечи при этом бывают резко отведены назад. А пожимание, в свою очередь, связано с подъемом плеч, голова же обычно бывает наклонена вбок. Телодвижением, обратным подъему головы, является ее опускание, а противоположностью привычке отводить плечи назад является лишь подчеркнутое их выпячивание. Словом, то, что Дарвин называл негодованием, было бы вернее определить как проявление доминирования. Для людей естественно сигнализировать о своем лидерстве посредством подъема головы и отведения плеч назад. В то время как опускание головы и выпячивание плеч вперед является сигналом подчиненного. Пожимание же связано с наклоном головы вбок и Подъемом плеч. Ни одно из перечисленных телодвижений не составляет «оппозиции» жестам негодования — просто невозможно себе представить, чтобы кто-нибудь опустил плечи или выполнил движение, противоположное наклону головы набок. В этом смысле пожимания подобны одинокому цветку[13] или рябине, той самой, которая стоит, «головой склоняясь до самого тына», — она осталась без суженого и вынуждена жить в одиночестве. В противоположность рябине проявления лидерства и подчинения подобны паре партнеров, которых никому не удавалось разлучить, ибо они не могут существовать друг без друга. Каждый из них, в соответствии с отведенной ему ролью, всегда согласует каждое свое движение и каждый изгиб тела с манерой поведения другого.
Хотя пожимание плечами жест вынужденный, как бывает вынужденным одиночество и жизнь в стороне от людей, наблюдая за этим действием, невольно находишь в нем массу общего с ныражением подчиненности, но отнюдь не лидерства. Для подобной интерпретации этого телодвижения есть свои причины:
♂ ПЛЕЧИ. Поднятые плечи — главная особенность такого телодвижения, как пожимание плечами, которое обязано своим происхождением врожденной «реакции на испуг». Когда на нас неожиданно обрушивается шум и гам, мы инстинктивно вжимаем голову в поднятые плечи. Это позволяет нам уберечь голову и шею от травмы. Поднятые при пожимании плечи — элемент самообороны, но в повседневной жизни он имеет скорее символическое, нежели оборонительное значение. Надо заметить также, что и стремление к самообороне — от личительный признак состояния социальной зависимости. Из-этого можно сделать вывод, что пожимание плечами имеет больше сходства с выражением подчиненности, нежели доминирования.
♂ ГОЛОВА. Когда люди пожимают плечами, они часто наклоняют голову вбок. Как мы далее увидим, «склоненная в сторону» голова выражает подчиненность. Если пожимание плечами сопровождается наклоном головы вбок, то человек в глазах окружающих выглядит существом, еще более смиренным и зависимым от окружающих.
♂БРОВИ. Есть и еще одно важное телодвижение, часто совершаемое одновременно с пожиманием плечами, — это взмывание бровей вверх. Если же при этом закрыты глаза, то поднятые брови свидетельствуют о высокой степени внутреннего покоя и умиротворения. Следовательно, пожимание плечами свидетельствует о большей степени подчиненности в том случае, если на лице человека появляется особое выражение, которое возникает, когда брови взметнулись вверх.
♂ ВЕСТИ И ЗНАКИ. Пожимание плечами - это один из зримых знаков беспомощности. Всякий, пожимающий плечами, как бы говорит: «Я не в силах с этим справиться» или: «Я этого не знаю», или: «Я ни за что не отвечаю». Естественно, подобные знаки бессилия гораздо ближе к выражению подчиненности, чем к тому, чтобы служить символом доминирующего положения.
Пожимание плечами — жест, выражающий стремление отказаться от превосходства и статуса эрудита. Поэтому нас едва ли удивит то, что этот жест весьма популярен в сплоченных коллективах, где люди то и дело предъявляют друг другу различные требования: просят одолжить что-нибудь или предоставить нужную информацию. Членам подобных коллективов приходится искать пути выхода из создавшейся ситуации: им предстоит отклонить притязания, но при этом не обидеть человека. Им подходит такой жест, как пожимание плечами; он является комбинацией сразу нескольких различных телодвижений. Все разнообразные оттенки этого жеста определяются тем, будет ли он сопровождаться только подъёмом плеч, или руки тоже будут подняты, а ладони раскрыты и обращены к слушателю, взметаются ли вверх брови и будет ли голова наклонена набок. Конкретная комбинация этих телодвижений .позволяет судить о том, носителем какой культурной традиции является тот или иной человек. В своем известном исследовании итальянцев и евреев житель Нью-Йорка Давид Эфрон заметил, что итальянцам свойственны широкие жесты, которыми они омывают большое пространство вокруг себя; в то время как евреи, живущие в Западной Европе, привыкли прятать |локти в складках одежды. Соответствующее различие можно также обнаружить и в манере пожимать плечами. Итальянцам свойственно пожимают плечами, поднимая при этом не только сами плечи, но и руки. А западноевропейские евреи отличаются тем, что поднимают плечи таким образом, что их тело остается хорошо сгруппированным. Свойственное итальянцам пожимание плечами -- жест значительно более широкий, словно они считают достаточным для самообороны просто поднять плечи. Западноевропейские евреи пожимают плечами так, словно выстраивают двойную линию обороны. Они не просто поднимают плечи, но и так сгруппировывают свое тело, чтобы локти всегда оставались плотно прижатыми к корпусу. Тот факт, что при таком пожимании плечами практически не видны локти, сводит на нет вероятность в этом телодвижении проявления каких бы то ни было претензий на лидерство.
Если же мы вспомним, как пожимают плечами французы, надо признать, что их действия при этом весьма экономны. Оно часто являет собой более чем «пожимание ртом», то есть рот усиленно стремится изобразить перевернутую букву при этом подбородок слегка опускается вниз, губы оказываются плотно сжатыми и одновременно с этим уголки рта скользят вниз. Классическое для французов пожимание ртом сопровождается выразительным возгласом: «Bqffi» — восклицанием, которое весьма выразительно передает тот общий тон скуки и пренебрежения, коим французы дополняют послание, связанное с «пожатием ртом». Действительно, от жеста французов часто веет желанием поскорее отделаться от вопрошающего и удивлением, что кого-то может заботить то, о чем они уже и думать забыли. Пожимающий словно хочет сказать: «Едва ли мне по силам произнести в ответ хоть одно разумное словечко, тем более что я изнываю от скуки: все это совершенно неинтересно и никоим образом не относится к делу». Подобное настроение прямо противоположно тому смыслу, который бывает вложен в иные «этнические» варианты пожимания. Итальянцы, например, как бы хотят своим жестом сказать следующее: «Что уж тут со мной поделаешь, я несведущ, как младенец»; а западноевропейские евреи как бы сообщают нечто вроде: «Что же мне делать, я слаб и беспомощен».
Подсказки оборонительного плана
Основными проявлениями лидерства являются сила и угроза, тогда как слабость и оборонительная стратегия — это базовые свойства подчиненности. Люди, стремящиеся подать сигнал о своем положении подчиненного, должны показать, что от них не исходит никакой угрозы и что их более интересует возможность защититься, нежели совершить нападение. Подобное впечатление можно произвести тремя способами: проявить бездеятельность или инертность, казаться ниже и меньше, а также показать свою уязвимость. Бездеятельность свидетельствует о том, насколько маловероятны проявления угрозы по отношению к другим; инертность скорее связана с «реакцией страха». Когда тот или иной человек чувствует нависшую над ним опасность, он часто «застывает». В результате его шансы остаться незамеченным возрастают, но такое поведение дает вполне ясное представление о миролюбии человека, который вовсе не намерен нападать, — это особенно заметно, если тело при этом принимает позу, которая, кажется, просто создана для того, чтобы человек казался ниже ростом. Для того, чтобы выглядеть ниже ростом и легче, чем есть на самом деле, люди могут прибегнуть к помощи большого числа уловок, связанных с манерой держаться. Во-первых, они могут попытаться замаскировать свои подлинные размеры стремлением сутулиться, во-вторых, — обычаем сидеть на корточках или хотя бы на стуле. Той же цели служит и неброская одежда однотонных расцветок, без подчеркнутых плечиков и эффектных шляп.
Самым убедительным свидетельством о роли подчиненного могут служить знаки беззащитности и уязвимости. Они особенно ясно проявляются в том, как люди располагают свои руки и ноги. И положениях стоя или сидя можно заметить огромное количество подсказок. Лидеры стремятся принять «открытые» позы, а подчиненные предпочитают «закрытые» положения. Существует несколько стоячих поз, характерных для подчиненных. Во-первых, поза «ноги вместе», при которой ноги выпрямлены и стоят параллельно друг другу. Эту позу могут принимать дети, когда говорят со своим учителем; солдаты, когда обращаются к старшим офицерам; сотрудники, когда они общаются со своим шефом. В ситуациях, требующих меньшей формальности в поведении, подчиненные стоят, скрестив ноги, то есть занимают позу «ножницы», предполагающую, что обе ноги выпрямлены, как лезвия ножниц, а передняя нога перекинута через заднюю. Возможно положение «изогнутое лезвие», предполагающее, что весь вес тела перенесен на одну ногу, а другая поставлена наискосок. Ступня при этом может располагаться как впереди опорной ноги, гак и позади нее, а косо стоящая нога будет касаться земли только пальцами. Эта поза характерна для людей застенчивых или недостаточно уверенных в себе.
В положении сидя подчиненный свидетельствует о своем статусе двумя способами. Во-первых, он отводит ступни ног назад— под сиденье стула или кресла, так что они оказываются не видны. В результате ноги совершенно не вторгаются в пространство, являющееся публичным достоянием, и не навязываются окружающим Во-вторых, не менее характерной является привычка держать колени плотно прижатыми друг к другу и/или скрещивать ноги, то есть сидеть, закинув ногу на ногу, либо скрещивать лодыжки под стулом. Эти позы противоположны «открытому поставу ног», предполагающему раскрытие гениталий, что невозможно, если колени прижаты друг к другу, а ноги скрещены. Закрытую позу можно истолковать как символическое предупреждение о том, что посторонним вход воспрещен. Окружающие получают сообщение — опять таки символическое — о том, что вторжение г пространство, расположенное между ногами считается недопустимым. У скрещивания ног i; стремления держать их вместе есть еще одна важная функция. Она связана с тем, что подобные позы увеличивают область «автоконтакта» — и есть область, в которой тело соприкасается, т< есть контактирует, само с собой. Когда люди, осознающие свое подчиненное положение в обществе, испытывают чувство угрозы, нависшей над ними, они стремятся успокоить разыгравшиеся нервы тем, что увеличивают область авто контакта. Но это опять-таки решение, реализуемое на бессознательном уровне. В большинстве случаев все происходит спонтанно и неосознанно, и люди остаются в полном неведении относительно того, что и почему они делают.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1051;