Подсказки о подчиненном положении

Положение подчиненного — оборотная сторона лидерства. Есть немало оснований для подобного заявления. В своей известной книге «Способы выражения чувств у человека и животных» Чарлз Дарвин описывал, каким образом взаимосвязь между положением лидера и подчиненного регулируется тем явлением, которое он называл «принципом антитез». Дарвин указывал, что ког­да собака ощущает себя вожаком и настроена аг­рессивно, она ступает прямо, с поднятой голо­вой, а мышцы становятся упругими. Хвост напряжен, шерсть на голове и спине встает дыбом, уши стоят торчком и нацелены вперед, а в глазах светится решимость сохранить неподвижный взор. Когда собака готовится к нападению, она ощеривает зубы, ее уши отведены назад и прижаты. А когда та же собака чувствует себя сущест­вом подчиненным, в ее внешности появляются прямо противоположные черты. Вместо 'того, чтобы прямо наступать на окружающих, она сжи­мается всем телом, стремясь казаться меньше и ниже ростом. На смену былой упругости и жест­кости мышц спины и ног приходит гибкость и податливость, которая сквозит теперь во всей со­бачьей осанке. Хвост уже не напряжен и держится не столь прямо; он опущен и помахивает или даже виляет из стороны в сторону. Шерсть стала гладкой, уши свисают свободно, ощеренных зу­бов больше не видно, губы расслаблены. Когда уши оказываются отведены назад, веки сами слег­ка опускаются, поэтому глаза уже не столь грозно округлены и не впиваются взглядом в окружаю Подсказки пожимающих плечами

Когда Дарвин решил применить принцип анти­тез к людям, он остановил свой выбор на пожи­мании плечами. «Что же касается человеческого рода, — писал он, — то лучшим примером жеста, представляющего собой прямую противополож­ность другим телодвижениям, считающийся ес­тественными при враждебном настрое духа, яв­ляется пожимание плечами».

По мнению Дарвина, естественной противо­положностью чувства беспомощности и безза­щитности, связанного с пожиманием плечами, является расположение духа, наиболее полным выражением которого является негодование. При пожимании плечами, говорит нам Дарвин, плечи обычно приподняты, локти вдавливаются в тело, кисти подняты и пальцы выпрямлены. В проти­воположность этому жесту для чувства негодова­ния характерно стремление придать плечам жестко квадратную форму. Грудь распрямлена, все чле­ны тела напряжены, кулаки сжаты.

Это звучит вполне убедительно, но в действи­тельности в этих наблюдениях заключена ошибка. Дело в том, что проявление негодования вовсе не связано с телодвижениями и жестами, противо­положными пожиманию плечами. Негодование, как называл этот комплекс переживаний Дарвин, сопровождается подъемом головы, плечи при этом бывают резко отведены назад. А пожимание, в свою очередь, связано с подъемом плеч, голова же обычно бывает наклонена вбок. Телодвиже­нием, обратным подъему головы, является ее опускание, а противоположностью привычке от­водить плечи назад является лишь подчеркнутое их выпячивание. Словом, то, что Дарвин называл негодованием, было бы вернее определить как проявление доминирования. Для людей естествен­но сигнализировать о своем лидерстве посредством подъема головы и отведения плеч назад. В то вре­мя как опускание головы и выпячивание плеч вперед является сигналом подчиненного. Пожимание же связано с наклоном головы вбок и Подъемом плеч. Ни одно из перечисленных тело­движений не составляет «оппозиции» жестам не­годования — просто невозможно себе предста­вить, чтобы кто-нибудь опустил плечи или вы­полнил движение, противоположное наклону головы набок. В этом смысле пожимания подоб­ны одинокому цветку[13] или рябине, той самой, которая стоит, «головой склоняясь до самого ты­на», — она осталась без суженого и вынуждена жить в одиночестве. В противоположность ряби­не проявления лидерства и подчинения подобны паре партнеров, которых никому не удавалось разлучить, ибо они не могут существовать друг без друга. Каждый из них, в соответствии с отве­денной ему ролью, всегда согласует каждое свое движение и каждый изгиб тела с манерой поведе­ния другого.

Хотя пожимание плечами жест вынужден­ный, как бывает вынужденным одиночество и жизнь в стороне от людей, наблюдая за этим дей­ствием, невольно находишь в нем массу общего с ныражением подчиненности, но отнюдь не ли­дерства. Для подобной интерпретации этого те­лодвижения есть свои причины:

♂ ПЛЕЧИ. Поднятые плечи — главная особенность такого телодвижения, как пожимание плечами, которое обязано своим происхождением врожден­ной «реакции на испуг». Когда на нас неожиданно обрушивается шум и гам, мы инстинктивно вжи­маем голову в поднятые плечи. Это позволяет нам уберечь голову и шею от травмы. Поднятые при пожимании плечи — элемент самообороны, но в повседневной жизни он имеет скорее символичес­кое, нежели оборонительное значение. Надо заме­тить также, что и стремление к самообороне — от личительный признак состояния социальной зави­симости. Из-этого можно сделать вывод, что пожи­мание плечами имеет больше сходства с выраже­нием подчиненности, нежели доминирования.

♂ ГОЛОВА. Когда люди пожимают плечами, они часто наклоняют голову вбок. Как мы далее уви­дим, «склоненная в сторону» голова выражает под­чиненность. Если пожимание плечами сопровож­дается наклоном головы вбок, то человек в глазах окружающих выглядит существом, еще более сми­ренным и зависимым от окружающих.

♂БРОВИ. Есть и еще одно важное телодвижение, часто совершаемое одновременно с пожиманием плечами, — это взмывание бровей вверх. Если же при этом закрыты глаза, то поднятые брови свиде­тельствуют о высокой степени внутреннего покоя и умиротворения. Следовательно, пожимание пле­чами свидетельствует о большей степени подчи­ненности в том случае, если на лице человека по­является особое выражение, которое возникает, когда брови взметнулись вверх.

♂ ВЕСТИ И ЗНАКИ. Пожимание плечами - это один из зримых знаков беспомощности. Всякий, пожимающий плечами, как бы говорит: «Я не в силах с этим справиться» или: «Я этого не знаю», или: «Я ни за что не отвечаю». Естественно, подоб­ные знаки бессилия гораздо ближе к выражению подчиненности, чем к тому, чтобы служить симво­лом доминирующего положения.

Пожимание плечами — жест, выражающий стрем­ление отказаться от превосходства и статуса эру­дита. Поэтому нас едва ли удивит то, что этот жест весьма популярен в сплоченных коллекти­вах, где люди то и дело предъявляют друг другу различные требования: просят одолжить что-ни­будь или предоставить нужную информацию. Членам подобных коллективов приходится ис­кать пути выхода из создавшейся ситуации: им предстоит отклонить притязания, но при этом не обидеть человека. Им подходит такой жест, как пожимание плечами; он является комбинацией сразу нескольких различных телодвижений. Все разнообразные оттенки этого жеста определяют­ся тем, будет ли он сопровождаться только подъёмом плеч, или руки тоже будут подняты, а ладо­ни раскрыты и обращены к слушателю, взметаются ли вверх брови и будет ли голова наклонена набок. Конкретная комбинация этих телодвиже­ний .позволяет судить о том, носителем какой культурной традиции является тот или иной человек. В своем известном исследовании итальянцев и евреев житель Нью-Йорка Давид Эфрон заметил, что итальянцам свойственны широкие жесты, которыми они омывают большое пространство вокруг себя; в то время как евреи, живущие в Западной Европе, привыкли прятать |локти в складках одежды. Соответствующее раз­личие можно также обнаружить и в манере пожи­мать плечами. Итальянцам свойственно пожимают плечами, поднимая при этом не только сами плечи, но и руки. А западноевропейские евреи отличаются тем, что поднимают плечи таким образом, что их тело остается хорошо сгруппированным. Свойственное итальянцам пожимание плечами -- жест значительно более широкий, словно они считают достаточным для самооборо­ны просто поднять плечи. Западноевропейские евреи пожимают плечами так, словно выстраивают двойную линию обороны. Они не просто под­нимают плечи, но и так сгруппировывают свое тело, чтобы локти всегда оставались плотно при­жатыми к корпусу. Тот факт, что при таком по­жимании плечами практически не видны локти, сводит на нет вероятность в этом телодвижении проявления каких бы то ни было претензий на лидерство.

Если же мы вспомним, как пожимают плечами французы, надо признать, что их действия при этом весьма экономны. Оно часто являет собой более чем «пожимание ртом», то есть рот усиленно стремится изобразить перевернутую букву при этом подбородок слегка опускается вниз, губы оказываются плотно сжатыми и одновременно с этим уголки рта скользят вниз. Классическое для французов пожимание ртом сопровождается выразительным возгласом: «Bqffi» — восклицанием, которое весьма выразительно пе­редает тот общий тон скуки и пренебрежения, коим французы дополняют послание, связанное с «пожатием ртом». Действительно, от жеста французов часто веет желанием поскорее отде­латься от вопрошающего и удивлением, что кого-то может заботить то, о чем они уже и думать за­были. Пожимающий словно хочет сказать: «Едва ли мне по силам произнести в ответ хоть одно ра­зумное словечко, тем более что я изнываю от скуки: все это совершенно неинтересно и нико­им образом не относится к делу». Подобное на­строение прямо противоположно тому смыслу, который бывает вложен в иные «этнические» ва­рианты пожимания. Итальянцы, например, как бы хотят своим жестом сказать следующее: «Что уж тут со мной поделаешь, я несведущ, как мла­денец»; а западноевропейские евреи как бы сооб­щают нечто вроде: «Что же мне делать, я слаб и беспомощен».

Подсказки оборонительного плана

Основными проявлениями лидерства являются сила и угроза, тогда как слабость и оборонитель­ная стратегия — это базовые свойства подчинен­ности. Люди, стремящиеся подать сигнал о своем положении подчиненного, должны показать, что от них не исходит никакой угрозы и что их более интересует возможность защититься, нежели со­вершить нападение. Подобное впечатление мож­но произвести тремя способами: проявить безде­ятельность или инертность, казаться ниже и меньше, а также показать свою уязвимость. Без­деятельность свидетельствует о том, насколько маловероятны проявления угрозы по отношению к другим; инертность скорее связана с «реакцией страха». Когда тот или иной человек чувствует нависшую над ним опасность, он часто «застыва­ет». В результате его шансы остаться незамечен­ным возрастают, но такое поведение дает вполне ясное представление о миролюбии человека, который вовсе не намерен нападать, — это особен­но заметно, если тело при этом принимает позу, которая, кажется, просто создана для того, чтобы человек казался ниже ростом. Для того, чтобы выглядеть ниже ростом и легче, чем есть на самом деле, люди могут прибегнуть к помощи большого числа уловок, связанных с манерой держаться. Во-первых, они могут попытаться замаскировать свои подлинные размеры стремлением сутулиться, во-вторых, — обычаем сидеть на корточках или хотя бы на стуле. Той же цели служит и неброская одежда однотонных расцветок, без подчеркнутых плечиков и эффектных шляп.

Самым убедительным свидетельством о роли подчиненного могут служить знаки беззащитнос­ти и уязвимости. Они особенно ясно проявляют­ся в том, как люди располагают свои руки и ноги. И положениях стоя или сидя можно заметить ог­ромное количество подсказок. Лидеры стремятся принять «открытые» позы, а подчиненные предпо­читают «закрытые» положения. Существует несколько стоячих поз, характерных для подчинен­ных. Во-первых, поза «ноги вместе», при которой ноги выпрямлены и стоят параллельно друг другу. Эту позу могут принимать дети, когда говорят со своим учителем; солдаты, когда обраща­ются к старшим офицерам; сотрудники, когда они общаются со своим шефом. В ситуациях, требующих меньшей формальности в поведении, подчиненные стоят, скрестив ноги, то есть зани­мают позу «ножницы», предполагающую, что обе ноги выпрямлены, как лезвия ножниц, а перед­няя нога перекинута через заднюю. Возможно положение «изогнутое лезвие», предполагаю­щее, что весь вес тела перенесен на одну ногу, а другая поставлена наискосок. Ступня при этом может располагаться как впереди опорной ноги, гак и позади нее, а косо стоящая нога будет ка­саться земли только пальцами. Эта поза харак­терна для людей застенчивых или недостаточно уверенных в себе.

В положении сидя подчиненный свидетель­ствует о своем статусе двумя способами. Во-первых, он отводит ступни ног назад— под сиденье стула или кресла, так что они оказываются не видны. В результате ноги совершенно не вторга­ются в пространство, являющееся публичным достоянием, и не навязываются окружающим Во-вторых, не менее характерной является при­вычка держать колени плотно прижатыми друг к другу и/или скрещивать ноги, то есть сидеть, за­кинув ногу на ногу, либо скрещивать лодыжки под стулом. Эти позы противоположны «откры­тому поставу ног», предполагающему раскрытие гениталий, что невозможно, если колени прижаты друг к другу, а ноги скрещены. Закрытую позу можно истолковать как символическое предупреждение о том, что посторонним вход воспрещен. Окружающие получают сообщение — опять таки символическое — о том, что вторжение г пространство, расположенное между ногами считается недопустимым. У скрещивания ног i; стремления держать их вместе есть еще одна важ­ная функция. Она связана с тем, что подобные позы увеличивают область «автоконтакта» — и есть область, в которой тело соприкасается, т< есть контактирует, само с собой. Когда люди, осознающие свое подчиненное положение в об­ществе, испытывают чувство угрозы, нависшей над ними, они стремятся успокоить разыграв­шиеся нервы тем, что увеличивают область авто контакта. Но это опять-таки решение, реализуе­мое на бессознательном уровне. В большинстве случаев все происходит спонтанно и неосознан­но, и люди остаются в полном неведении относи­тельно того, что и почему они делают.








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1043;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.