Подсказки голосом
Такие характеристики голоса, как высота тона, часто воспринимаются как надежные индикаторы того, является ли человек лидером или подчиненным. Было доказано, что низкий голос ассоциируется с положением лидера и с исходящей от него угрозой, в то время как высокий голос принято связывать с ролью подчиненного и душевным умиротворением. Подобная взаимосвязь прослеживается также в мире животных: она присуща как китам, так и землеройкам, и исключений из этого правила практически нет. Хорошей иллюстрацией к нему может послужить басовитое рычание сторожевой собаки — в противоположность визгливо-заливистому лаю щенка, занимающего подчиненное положение.
Способностью издавать низкие звуки наделены те представители животного мира, которые обладают длинным голосовым трактом. В связи с тем, что у крупных животных обычно и голосовой тракт несколько длиннее, более низкие модуляции голоса свидетельствуют о том, насколько велики габариты того или иного животного и какую угрозу он может представлять. Однако в мире людей столь однозначной связи между высотой голоса и массой и габаритами тела не наблюдается, поэтому высота звука чьей-либо речи не может рассматриваться как искренняя подсказка о том, каковы в действительности физические данные человека. Тем не менее, когда людям представляют записи басовитого голоса и высокого дисканта, они последовательно выражают мнение, что низкий голос принадлежит лидеру, а высокий — подчиненному. Остается тайной, почему высота голоса в мире животных является искренней подсказкой о физических данных, а среди людей — нет. Возможно, мы имеем дело с «эволюционным сдвигом»; другими словами, ассоциация между размерами тела и высотой голоса безусловно имела реальное основание в повседневном опыте наших предков. Возможно, в нашем мозге и сегодня сохраняются устойчивые модели восприятия, основанные на допущении существования определенных связей между свойствами субъекта, и эти модели восприятия работают до сих пор, хотя сами эти связи давно распались.
Несмотря на то, что в человеческом сообществе высота тона и перестала быть достоверным показателем размеров тела, модуляции голоса по высоте служат ключом к постижению значительности лидерского потенциала того или иного человека. Благодаря им мы улавливаем различные аспекты доминирования личности. Во-первых, в организме мужчин, наделенных низким голосом, содержится большее — по сравнению с другими представителями сильного пола — количество тестостерона. Например, уровень тестостерона у басов и баритонов, то есть у певцов, обладающих более низким голосом, выше, чем у теноров. Во-вторых, известно, что тестостерон открывает мужчине дорогу к лидерству. В-третьих, высота тона может, нередко подсказать нам, какого рода мысли и чувства питает человек: видит ли он себя лидером или согласен на второстепенные роли, свойственные зависимым людям. Личности, которые готовы взять на себя ответственность и роль лидера, обычно склонны понижать голос. Вот почему Джон Уэйн советовал людям «говорить низким голосом, медленно и не слишком много». С другой стороны, люди, которые намерены выполнить роль подчиненного, повышают тон. Когда матери разговаривают со своими малышами, они также инстинктивно повышают голос. В результате им удается успокоить свое детище. Матери, конечно же, и не подозревают об эффекте, которого они достигают, повышая тон. Но причина у такого интонирования речи одна -дети более восприимчивы к более высоким частотам голоса.
Высота голоса, присущая тому или иному человеку, часто отражает его социальное положение. Представители низших сословий и социальных групп, члены которых имеют статус подчиненных, склонны говорить голосом более высоким по сравнению с теми людьми, которые принадлежат к более высоким сферам общества. Эта закономерность хорошо прослеживается в США: на фестивале в Мотауне афро-американские певцы, например из группы «Стилистика», обычно поют высоким тоном и даже переходят на фальцет, словом, используют диапазон, присущий преимущественно женщинам.
Подобное добровольное преодоление мужского начала в голосе можно было наблюдать среди так называемого «цветного» населения Южной Африки в эпоху апартеида. Цветное население представляет собой смесь рас. Некоторые из них являются потомками рабов из Малайзии. Другие родились от смешанных браков, заключенных некогда между представителями белой и черной рас. При апартеиде они жили на ранее необитаемых территориях с особым политическим статусом — между миром белых и черных. Изо всех расовых групп Южной Африки они были более других ущемлены в правах. Они были настоящими изгоями, что и сказалось в их манере говорить нарочито высоким тоном. Тембр голоса стал опознавательным знаком всех униженных и угнетенных, которым они открыто свидетельствовали, что не представляют никакой угрозы для правящей элиты белых.
Интонация речи выполняет в языке смысло-различительную функцию. Понижение голоса связывается с утвердительной интонацией и свидетельствует об уверенности говорящего в собственных правах на роль лидера. Повышение голоса характерно для различных типов вопроса, состояния неуверенности и подчиненности. Однако и из этого правила есть исключения. Например, если вам доведется говорить с австралийцами, вы наверняка заметите, что повествовательные предложения в их устах звучат совсем как вопросы — с повышением интонации. Благодаря этому выраженное ими мнение кажется не
столь безапелляционным, в нем чувствуется доля сомнения, что уменьшает риск возникновения конфликта. В других ситуациях австралийцы могут проявить незаурядную самоуверенность и настойчивость — особенно это относится к женщинам. Сравнительный анализ показывает, что за последние пять десятилетий тон голоса у представительниц прекрасного пола Австралии значительно понизился. В результате голоса австралийцев, как мужчин, так и женщин, теперь звучат приблизительно в одном диапазоне. И все из-за женщин: это они распрощались с женственными интонациями, свидетельствующими о подчиненном положении, и заговорили почти как мужчины.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 692;