Микроподсказки. Ситуации, в которых желательно уменьшить интенсивность сигнала, бывают двух родов

Ситуации, в которых желательно уменьшить интенсивность сигнала, бывают двух родов. Во-первых, когда мы стремимся сохранить секрет, a во-вторых, когда мы неожиданно понимаем, что происходит в душе другого человека. Это вполне естественно, ведь секретный сигнал предназначен избранным — для сохранения тайны крайне важно, чтобы секретное послание получили лишь некоторые, а все прочие даже не догадались о его существовании. Обыкновенно с этой целью ис­пользуются особые сигналы — миниатюрные или сопровождающие самые обыденные и не привле­кающие внимания жесты и движения. Влюблен­ные, когда они находятся на людях, прибегают к помощи тайного языка жестов и мимики, особых слов — знаков тайного шифра, ведомого лишь им. Они-то и позволяют влюбленным вести со­кровенный диалог, непрерывно обмениваясь за­верениями любви, не привлекая при этом внима­ния посторонних. Подобным же образом дейст­вуют и члены тайных обществ, которые часто узнают друг друга по манере рукопожатия, почесывания ладони или скрещиванию пальцев, так что в результате нужный человек получит посла­ние, но больше никто не догадается о «сеансе тайной связи», который только что состоялся у них на глазах. Тайну стремятся сохранить, пода­вая друг другу едва заметные знаки. Чтобы знак был очевиден, но не представлял ни малейшей угрозы для сохранности тайны, его стремятся прикрыть какими-либо другими действиями или движениями, которые обычно не вызывают по­дозрений.

Людям, стремящимся скрыть свои истинные мысли и намерения, также свойственно посылать миниатюрные сигналы. Этими сигналами-намека­ми, то есть крошечными и краткими движениями, невольно выдают свои истинные переживания те, кто хотел бы скрыть ложь и беспокойство. В от­личие от знаков, которыми обмениваются влюб­ленные или члены тайных обществ, эти микро­подсказки совершаются бессознательно и нена­меренно. Психологи выделяют особую группу микроподсказок — так называемые «микромомен­тальные выражения». Их особенностью является то, что они легкой тенью проносятся по лицу. Совсем краткие, они длятся обычно не более одной восьмой доли секунды. Когда люди делят­ся своими воспоминаниями о событиях, причи­нивших им много боли и страдания, но не хотят подать вида, что подобные рассказы и по сей день мучительны для них, они стремятся заглу­шить боль выражением мужества и отваги — до тех пор, пока один какой-нибудь мускул возьмет да и дрогнет на их лице. Нередко случается так, что люди какой-нибудь мимолетной гримасой выдают чувство дискомфорта, обуревающее их. Например, человек смеется и шутит и стремится всем своим видом уверить окружающих в том, что минувшее горе теперь не властно над ним. Но вот на какой-то миг, даже на долю мига, его лицо до неузнаваемости изменилось... И еще никто

ничего не успел заметить, а улыбка вновь сияет на его лице, и признаков душевной тревоги как не бывало.

Отличительной чертой микроподсказок, про­скальзывающих по нашему лицу, является их крат­кость и мимолетность. Это выглядит так, словно некий человек вздумал поднять шторы на окнах, позволяя любопытному взгляду прохожего про­скользнуть в глубины дома. Но никто из чужаков не успел и глазом моргнуть, как шторы вновь опустились, и ни одному взгляду уже не удастся проникнуть сквозь них. Все произошло так бы­стро, что окружающие даже не успели понять, поднимались ли вообще «шторы» или нет, и уж, конечно, никто так и не заметил, что же сокрыто в глубине дома. Именно так все и обстоит, когда на лице мелькают микроподсказки. Они иногда появляются на нашем лице или проскальзывают в движениях, когда мы силимся скрыть, какие мысли и чувства владеют нами в тот или иной миг, и какое у нас настроение. Стоит своенрав­ной мысли проскользнуть украдкой на нашем лице, как начинается иной процесс. Это вступил в свои права внутренний контролер, который при­стально следит за нашей манерой держаться, за каждым жестом и словом; он-то и прогоняет не­жданную гостью с лица и восстанавливает в пра­вах то желательное для него выражение, которое чуть было не исчезло под натиском непрошеных чувств и мыслей. Тем не менее улика была нали­цо, и видеть ее мог каждый; достаточно лишь за­метить подобную микроподсказку и правильно истолковать ее.

Вообще говоря, микроподсказками может «про­говориться» любая часть тела, но поскольку мыш­цы лица более мелки и лучше развиты, от них-то чаще всего мы и получаем микроподсказку. Но если микроподсказка появилась не у кого-то, а именно у вас на лице, знайте, что это — свиде­тельство некоего внутреннего конфликта. В нем обыкновенно участвуют две стороны: бодрый эмоциональный настрой, который мы хотели бы показать всем, и дурное расположение духа, ко­торое мы стремимся скрыть от глаз людских. Вот между ними началась схватка — нечто вроде со­ревнования по армрестлингу. Когда рука, олице­творяющая дурное расположение духа, на ка­кой-то миг одолела противника и оказалась сверху, а контроль над мышцами лица оказался повер­женным, тогда-то на лице и появилась микропод­сказка. Мы можем сколь угодно долго не подо­зревать о разворачивающемся внутри нас проти­воборстве, можем даже не узнать, невольно ли выдали свои мысли, позволив окружающим за­метить их. Но даже если мы сознаем суть эмоци­онального конфликта, что тлеет внутри нас, то и тогда мы чаще всего не подозреваем, что нас вы­дают микроподсказки, которые написаны у нас на лице.

Лицо по обыкновению выдает наше истинное состояние микроподсказками, раскрывающими тайну тех эмоций и переживаний, которые нам так хотелось бы утаить. К их числу относятся страх, удивление, печаль и отвращение.

Случается, например, что люди пытаются со­хранить серьезное выражение лица, а тут откуда ни возьмись — улыбка. Это микроподсказка про­билась из глубины подсознания — и скрылась опять. Иногда микроподсказка появляется лишь на одной стороне лица; в другой раз ее можно увидеть на обеих. Но она всегда молниеносна, и большинство микроподсказок так и остаются не­замеченными, ускользая от внимания окружаю­щих. Бывает, у человека, что называется, глаз на­метан распознавать микроподсказки, причем у одних людей эта способность развита сильнее, у других — хуже. Зато если уж у вас глаз наметан­ный, то микроподсказки могут поведать вам очень и очень многое. Эта способность выдает человека любопытного или жизненно заинтересованного в умении распознавать характеры людей. Такие люди — живой детектор лжи. Однако развить в себе большую чувствительность к микроподсказ­кам под силу каждому.

Подсказки-уловки

Некоторые подсказки — сама застенчивость; они производят впечатление особ весьма стеснитель­ных, которые только того и ждут, чтобы их обо­шли вниманием. Да, они всегда стремятся выдать себя совсем не за тех, кем они являются на самом деле. Хитрость и уловки у них в крови. Вспом­ним, например, такую подсказку, как попирание глаза. Она обыкновенно стремится выдать себя за невинную попытку вынуть соринку из глаза или смахнуть пылинку под ним. Но в действитель­ности этот бессознательный жест означает, что человек испытывает грусть.

Всех подсказок-уловок не перечесть. К приме­ру, когда люди лгут, они интуитивно чувствуют настоятельную необходимость прервать свою речь, чтобы ненароком не сказать лишнего, что могло бы изобличить их во лжи. Они часто пре­творяют этот внутренний импульс в попытку го­ворить, прижав пальцы к губам, или даже выстав­ляют палец, словно ограду, поперек рта. Это бес­сознательные жесты самоограничения, и их весьма просто узнать, если, конечно, им не уда­лось замаскироваться под какие-нибудь иные жесты. Когда мы видим, что человек прикасается кончиками пальцев к губам, нам сама собой при­ходит в голову мысль, что он всего лишь хочет начисто их обтереть, а завидев человека, держа­щего палец у рта, мы сразу решаем, что это — знак особой задумчивости и внимания. Мы не воспринимаем подобные действия как подсказки о стремлении сдержать себя, поскольку этим под­сказкам удалось выдать себя за нечто совсем иное.

Нечто подобное происходит, когда люди по­хлопывают друг друга по спине. Если вы заметите обнимающихся людей, то, вероятно, один или даже оба встретившихся вам приятеля будут по­хлопывать друг друга по спине. И вам, как сто­роннему наблюдателю, и человеку, которого по­хлопывают по спине, да и тому, кто сам похлопы­вает приятеля, — всем будет казаться, что этот жест выражает дружескую привязанность. Но это совсем не так. В действительности — это сигнал, призывающий к освобождению, который как бы говорит: «Хватит, отпусти!» Однако у человека, которого похлопали по спине, дав ему тем самым знать, что его отпускают, вовсе не возникает чув­ства отверженности. Дело все в том, что сигнал освобождения делается тайно, это — уловка, вы­дающая себя за выражение дружеской привязанности, в то время как на самом деле она подает совсем иной знак.








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 657;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.