Стиль Камарес
сия — является шедевром поздней архаики. На внутренней поверхности чаши изображен Ахилл, перевязывающий раненого Патрокла.
СТИЛЬ КАМАРЕС,знаменитый тип керамических изделий среднеминойского периода (XIX-XVIII вв. до н. э., см. Минойская керамика). Наименован по месту, где были сделаны первые находки (грот около Камареса в центре острова Крит). Представляют собой вазы с очень тонкими стенками, расписанные по черному фону главным образом белой, красной и оранжевой красками. Вазы С. К. — наиболее совершенный образец минойского искусства керамики.
СТРОГИЙ СТИЛЬ,фаза развития греческого искусства с 500 по 450 г. до н. э., входящая в хронологически более крупный период ранней классики. В вазописи черты С. с. проявились уже в последней четверти VI в. до н. э. и были представлены ясностью и монументальным характером композиции, попытками мастеров передать трехмерность фигур. Скульптуре С. с. присуща подчеркнутая объемность построений и преодоление орнаментальности архаической манеры. Ионические традиции в изобразительном искусстве, еще заметные в период поздней архаики (первая четверть V в. до н. э.), стали
активно вытесняться. Ранняя классика (вторая четверть столетия) постепенно уступает место зрелому классическому стилю (один из последних памятников С. с. — метопы храма Зевса в Олимпии, 468-456 гг. до н. э.). В С. с. искусство полисов впервые достигает апогея и продолжается в период высокой классики.
ТАНАГРСКАЯ СКУЛЬПТУРА,знаменитые памятники позднеклассической мелкой пластики, происходящие из мастерских скульпторов г. Танагры в Беотии, области в Средней Греции. Первые образцы Т. с. относятся к микенской эпохе (Ш-П тыс. до н. э.). В VIII—VII вв. до н. э. Беотия выступала в Пелопоннесской войне на стороне Спарты против Афин. Некоторые сохранившиеся фигурки из Танагры, относящиеся к VII-VI вв. до н. э., т. е. к эпохе гомеровской Греции, воспроизводят формы геометрического стиля. По таким статуэткам можно составить некоторое представление о том, как выглядели древнейшие культовые статуи-идолы (ксоаны).
В эпоху поздней классики и эллинизма тяга к изображению частной жизни человека, к поэтической интерпретации жанрово-бытовых мотивов обусловила расцвет мелкой пластики, характерным примером которой является Т. с. Аттика и Бе-
Кувшин стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 г. до н. э.
Пифос стиля Камарес из дворца в Фесте. Ок. 1850 г. до н. э.
Театр
АНТИЧНОСТЬ
Статуэтки из Танагры. VI в. до н. э.
Сидящая девушка из Танагры. Конец IV — начало III в. до н. э.
Стоящая девушка из
Танагры. Конец IV —
начало III в. до н. э.
отия, в частности Танагра, становятся крупными центрами терракотовой скульптуры. О высоком уровне искусства малых форм в этот период свидетельствуют живая грация изображенной натуры и острая наблюдательность авторов таких произведений. На большинстве статуэток сохранилась изящная раскраска, позволяющая сделать вывод, что многоцветное решение камерной скульптуры зачастую бывало гораздо более тонким, чем в монументальных произведениях. Легкий и нежный колорит — фисташково-зеленые, светло-голубые, розоватые тона — подчеркивает радостный и грациозный характер образов. К излюбленным сюжетам относятся мифологические эпизоды, трактованные в жанровом плане, а также чисто бытовая тематика. Преобладают изображения женских фигурок, кроме того, популярны динамичные по пластическому замыслу статуэтки, изображающие актеров, мимов, а иногда и гротескных персонажей, героев комедий и фарсов (сварливая старуха, ростовщик-меняла и т. п.). По художественному типу и тематике Т. с. близки статуэтки малоазийс-кого происхождения. Они отличаются более яркой раскраской, хотя и уступают Т. с. в отношении изящества пропорций.
ТЕАТР (от греч. Й1еа1хоп — место для зрелищ, собраний), здание для представления трагедий и комедий в античных городах. Поскольку театраль-
ные представления родились в Греции, именно там стали в классический период строить монументальные театральные здания, состоящие из театрона, орхестры и скены. Греческий Т. сооружался амфитеатром на склоне холма, у подножия которого располагались орхестра и скена. Места для зрителей высекались прямо в склоне холма.
Орхестра представляла собой круглую площадку для выступления хора и актеров, театрон (места для зрителей) окружал орхестру на три четверти ее периметра. Вокруг орхестры устраивался канал для стока дождевой воды, перекрытый каменными плитами. За невысокой балюстрадой и широким проходом, в первых рядах театрона, располагались мраморные кресла для жрецов и высших лиц полиса. Так, в афинском театре Диониса в центре ряда стояло кресло для верховного жреца этого божества, тем более что театральные представления являлись частью дионисийских празднеств. Скена являлась пристройкой для переодевания участников представления и хранения театрального реквизита. До IV в. до н. э. театрон и скена были деревянными, и только позднее их стали строить как монументальные каменные сооружения. В частности, скена стала к III в. до н. э. прямоугольным двухэтажным зданием с невысоким портиком проскением (просцениумом). Его плоская кровля (логейон) являлась основной игровой плошал:-: : в то время как на орхестре помещался хор. Г;:га:-:
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1074;