ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. украшены драгоценными камнями, цветной пастой и стеклом, примером чего является роскошная сарматская диадема I в
Скопас
украшены драгоценными камнями, цветной пастой и стеклом, примером чего является роскошная сарматская диадема I в. н. э. Форма ее напоминает античный головной убор — калаф; вставки изготовлены из голубого кварца, гранатов и цветного стекла. Розетки выполнены в греческом стиле.
Самобытностью отличаются архитектурные памятники Боспорского царства. В античных городах Северного Причерноморья сложились своеобразные разновидности погребального сооружения, в том числе перекрытый уступчатыми сводами подкурганный каменный склеп с коридором-дромо-сом. Была распространена декоративная стенная роспись, скульптурные надгробия-стелы, расписная керамика. К числу ее наиболее характерных образцов принадлежат ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские «акварельные» пелики. Своеобразны ольвийские бронзовые зеркала со стилизованными изображениями на рукоятках (VI-V вв. до н. э.). В городах Северного Причерноморья найдены и замечательные образцы чисто греческих скульптурных произведений, хранящих следы воздействия классической культуры Эллады.
Литература:
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961.
Блаватский В. Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. М., 1947.
Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. М.-Л., 1953.
СКОПАС(Зкораз), знаменитый древнегреческий скульптор и архитектор, родом с острова Парос. Работал в 380—330 гг. до н. э. во многих городах Древней Эллады и Малой Азии. В качестве архитектора С. руководил постройкой храма Афины Алей в Тегее (Пелопоннес) и мавзолея в Галикар-насе (середина IV в. до н. э.). Среди сохранившихся подлинных произведений С. важнейшими являются скульптурные работы. Древняя литература называет 25 мраморных статуй работы С.
Мастер участвовал в создании рельефного фриза галикарнасского мавзолея с изображением битвы амазонок и в украшении храма Артемиды в Эфесе. Галикарнасские рельефы были созданы им в сотрудничестве с Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром. Круглая скульптура С. известна по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада»). Характерной чертой его авторского стиля является стремление запечатлеть минуты проявления могучей энергии, порыва. Поэтому многие его работы исполнены страстности, динамики, яркой экспрессии. Одно из лучших произведений скульптора — мраморная статуя «Менада», изображающая вакханку, спутницу бога Диониса. Рабо-
та создана в середине IV в. до н. э. и также сохранилась лишь в сильно поврежденной римской копии. Мастер изобразил вакханку в бурном и стремительном танце, во власти экстаза, к которому был направлен дионисийский ритуал. Фигура менады изогнута, ее голова запрокинута, разметавшиеся волосы падают па плечи. Короткие складки развевающегося хитона создают иллюзию порывистого движения спутницы Диониса; мастерски разработанная игра светотени в струении складок подчеркивает ощущение динамики. Не красота гармонии, обретенной в героическом усилии, а эффектная красота самого порыва является основой образов С.
Если у скульпторов V в. до н. э., например у Мирона, движение важно, но его элементы и приемы передачи точно рассчитаны и разумно обусловлены, то у С. движение становится выразительным средством передачи стихийного начала. В одной из греческих эпиграмм о «Менаде» есть следующие строки: «Камень паросский — вакханка, но камню дал душу ваятель». Кроме того, в отличие от предшественников, С. учитывал возможность кругового обзора скульптуры. Излюбленным материалом мастера был мрамор. Ему приписывают выдающуюся по художественным достоинствам надгробную плиту ок 340 г. до н. э. с изображением юноши и старца. Рядом с юношей — фигурка спящего ребенка, символизирующего смерть. Точно най-
Сосий
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 588;