Римской республики искусство. сти обязательно включал в себя торговую площадь)
сти обязательно включал в себя торговую площадь). Неподалеку от святилища Фортуны Вири-лис находится круглый храм, посвященый Геркулесу (по другим версиям — богине домашнего очага Весте). Он построен из греческого паросского мрамора, и его композиция отличается необыкновенным лаконизмом и изяществом. Круглый храм окружен стройными коринфскими колоннами и в эпоху республики, вероятно, имел плоское или куполообразное перекрытие (в настоящее время он покрыт конусообразной крышей). Коринфский ордер, использованный здесь, в дальнейшем стал излюбленным в римском зодчестве.
Для архитектуры этой эпохи типичны большие градостроительные мероприятия. Вошла в употребление планировка, повторяющая разбивку военного лагеря. В ее основе лежат две главные магистрали — кардо (с севера на юг) и декуманум (с востока на запад). Принципы планировки древнеримских городских ансамблей отразились и на архитектурной композиции форумов: для них типичны симметрия, осевое построение, богато декорированные фасады основных зданий, торжественный подход к центральному сооружению. Рим, как крупнейший из городов, имел несколько форумов разных эпох, отличавшихся большим или меньшим единством архитектурного замысла. Центром города был римский Форум, расположенный в долине между двумя холмами (Капитолием и Палатином). На Форуме находились храмы, государственный архив, ораторская трибуна, базилики, где заключались торговые сделки и разрешались имущественные споры. Там же ставились и статуи прославленных римлян, а впоследствии — триумфальные памятники римским императорам. В отличие от форумов позднейшей постройки центральная площадь римского Форума имела неправильную конфигурацию, так как застраивалась в течение многих десятилетий и даже веков. Облик составлявших его зданий неоднократно изменялся. К I в. до а э. относятся руины храма Сатурна, базилики Юлия, построенной Цезарем, круглый храм богини Весты и остатки храма Кастора и Поллук-са, сыновей Юпитера.
Расцвет архитектуры Древнего Рима и необходимость творческого и продуктивного переосмысления зодческих традиций многих народов, в первую очередь греков, привели в I в. до н э. к необычайному расцвету теории архитектуры. Энциклопедией зодческой эстетики и строительной практики эпохи был трактат «Десять книг об архитектуре», созданный выдающимся зодчим, инженером и изобретателем Витрувием. Лозунг Витрувия был «Польза, прочность и красота». От архитектора в Древнем Риме требовалась не только всесторонняя специ-
альная образованность, включающая знание акустики, минералогии, почвоведения и ряда других прикладных наук, но и свободное владение основами астрономии, истории, философии и, конечно, теории архитектуры.
Труд Витрувия был особенно знаменит в эпоху итальянского Возрождения, являясь образцом сочинения на эту тему.
В жилой архитектуре Рима развивается тип дома с атриумом. Во II в. до н. э. центром композиции жилой усадьбы становится перистиль — основной структурный элемент греческого зодчества, знаменовавший связь дома с естественной природой и ставший особенно популярным в годы стремительного роста больших городов. Эта же тенденция сближения самой идеи жилища с ландшафтом нашла отражение в композиции римской виллы, нередко живописно расположенной вне пределов города. Типу аристократического жилища с его комфортом и великолепием противостоит рядовая застройка городских кварталов инсулами. На протяжении II — начала I в. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских сооружений: базилики, термы, амфитеатры, римский тип театра; различные инженерные постройки (арочные мосты, акведуки).
Необычайно яркой гранью Р. р. и. стало искусство скульптурного портрета. Своеобразие этого жанра особенно ярко выступает при сравнении римских портретов с произведениями греческих мастеров. Они генетически связаны с этрусской пластикой и отличаются подчеркнутой конструктивностью и суровостью образного строя. Наряду с официальной портретной скульптурой, служившей для украшения городов, создавались портреты по частным заказам. Они устанавливались в домах или на гробницах.
В период Республики появились также рельефы на исторические сюжеты, где бытовое правдоподобие, граничившее с обыденностью, сочеталось с элементами мифологизации. В позднереспубликанской скульптуре развилось эллинизирующее направление; приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Вероятно, влиянием эллинистического искусства объясняется большая популярность такого бытового мотива, как «Мальчик, вытаскивающий занозу». Эта эллинистическая статуэтка стала объектом многочисленных подражаний в римской скульптуре.
Важной областью художественной культуры периода Республики была монументально-декоративная живопись. Ее историческое развитие, сочетающее реалистическую выразительность и нарочитую орнаментальность, ярче всего представлено фресками, сохранившимися в домах Помпеев, Геркула-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 604;