Северного Причерноморья искусство
Золотая серьга. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.
Электровый сосуд. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э.
В III в. до н. э. экономические и культурные связи с Грецией были ослаблены; в ходе борьбы со степными племенами скифов и сарматов некоторые города Боспора утратили самостоятельность. После подавления сопротивления степных завоевателей владыкой и царем Боспора и всех городов Северного Причерноморья стал Митридат VI Евпатор. Годы последующего соперничества за престол Боспор-ско-го царства были осложнены вмешательством Рима, в результате чего к I в. до н. э. города Северного Причерноморья пришли в значительный упадок.
Во вторзй половине I в. до н. э. Ольвия и Херсо-нес попеременно подчинялись то Боспорскому государству, то скифам или римским императорам. С первых веков н. э. в культурной жизни Северного Причерноморья все большую роль играют негреческие (сарматские) влияния. В результате нашествия готов в середине III в. н. а Ольвия была полностью разрушена; Херсонес в это же время стал частью Римской империи. Упадок и разрушение античных городов Северного Причерноморья и их культуры окончательно довершили завоевательные походы гуннов.
С. П. и. присущи все основные черты, характерные для художественной культуры античного мира. Города имели регулярную застройку, в общественных и культовых зданиях применялся ор1
дер (см Ордера греческие), широко распространился тип жилого дома с перистилем. Из Греции в античные города Северного Причерноморья ввозились различные художественные изделия. В то же время искусство, создававшееся здесь, отмечено чертами своеобразия. В нем нашли отражение жизнь и религиозные верования северочерноморских народов — скифов, синдов, меотов и др. Особенной известностью пользуются изделия причерноморских торевтов и ювелиров. Художественные особенности скифского стиля ярко проявляются в знаменитых фигурах пантеры и оленя, относящихся к VI к до е а
Обе пластины предназначались для украшения щитов. Со временем скифский «звериный» стиль утратил реалистические черты, приобретя условную стилизованность и схематизм
Своеобразие боспорских ювелирных изделий заключается в сочетании классических греческих традиций со стилевыми чертами скифского и сарматского искусства (фигурки зверей как постоянный мотив; сценки из жизни кочевников на чеканных узорах). Так, на знаменитом золотом гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.) с рельефом, изображающим скифских воинов, виртуозность исполнения сочетается с динамикой и драматизмом композиции. Все фигуры воинов и многие мелкие детали вычеканены отдельно, а затем спаяны.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 611;