Классическое искусство. &
АНТИЧНОСТЬ
111111111111 ■»»•*•*» |
4 Ж<:^:.;*^-»- ", ~* Л' ..: -. -■ ,, ■! .;* • - , * «!. =■ ,~ **%•**. "* 'Л*** |
--*-*"•! |
Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э.
ческой пластике, наряду с героическими ооразами Нике работы Пеония, статуя Посейдона с мыса Артемисий, ок. 450 г. до н. а), создаются возвышенно-лирические произведения (рельефы т. н. трона Лудовизи, вторая четверть V в. до н. э.). Творческие поиски мастеров этого периода завершает Мирон, чьи скульптурные произведения впервые достигает искомого идеала равновесия абсолютной уравновешенности и скрытого напряжения.
В искусстве высокой классики новые эстетические критерии приобрели самое разное воплощение, связанное с деятельностью целой плеяды выкающихся мастеров, обладавших неповторимой амобытностью дарования. Универсальность и бле-гящее мастерство в передаче пластики человеческого тела, свойственные искусству Фидия, интерес человеческой индивидуальности, проявившийся - портретных работах Кресилая, — все это привело выдвижению скульптуры на передний план куль-фной истории. В эти и последующие годы в К. и. культуры складываются два основных направления, связанных с различными подходами к реали-ации в человеческой фигуре идеала совершенной :1рмонии. Создание этого образа в одном случае
(в творчестве Мирона) решалось путем выявления динамики, вернее, отражения в скульптуре момента, завершенного жеста и движения. В другом случае (творчество Поликлета) рождался образ, внешне находящийся в покое, но исполненный скрытой внутренней энергии. В творчестве Фидия нашли воплощение обе тенденции.
Однако соперничество двух подходов сохраняется в скульптуре эпохи и у мастеров последующего поколения. Необычайный, напряженный динамизм, даже драматизм отличают многие работы Скопа-са, запечатлевшего в своих работах красоту неудержимого стихийного порыва. В работах Пракси-теля, напротив, преобладают созерцательность и интимно-лирическое настроение, элегический покой. В связи с той значимостью, которую получила тема индивидуального человеческого переживания, в классической скульптуре постепенному переосмыслению подвергается сам канон.
В работах Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, проявляется острое ощущение изменчивой, драматически сложной жизни мира и человека; в героическую тематику вплетаются ноты возбуждения, тревоги, утраты ясной устойчивости.
Верность других мастеров идеалам гармоничного и величественного покоя оборачивается холодком академизма, официальной изысканности, как происходит это с искусством Леохара.
Саркофаг плакальщиц из Сидона (рельеф). Середина IV в. до н. э. |
Памятников живописи эпохи К. и. сохранилось немного; значительную роль в выработке представлений о ее характере играет вазопись. В начале классической эпохи она несет на себе отпечаток строгого стиля (Эксекий, Евфроний, Дурис, Мастер Брига и мн. др.). Особенностью этого периода является не только переход большинства мастеров к технике краснофигурной росписи (связан с твор-
'"п"Т1Г,,,1"1,""'!"н......... "
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 560;