Классическое искусство. Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений
Композиция греческих театров классической эпохи легла в основу дальнейшего развития такого типа сооружений. Проявляется совершенно новая тенденция к увековечению памяти исторических личностей в монументальных усыпальницах (мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 г. до н. э.). Сооружения такого рода уже не соотнесены с человеческой мерой и предвосхищают появление грандиозных построек периода эллинизма и зодчество Древнего Рима.
Изобразительные искусства в период классики достигают наивысшего расцвета. В особенности это касается всех видов скульптуры. Именно в ней на рубеже VI—V вв. до н. э., в эпоху расставания с искусством архаики, происходят решительные перемены. Преодолевая условность и незыблемость архаических форм, скульпторы ставят своей целью передачу всего многообразия движений и эмоциональных состояний. При этом из К. и. не исчезает идея возвышенной обобщенности, созерцательности и благородного покоя. Художественные принципы скульптуры первой половины V в. до н. э. характеризуются понятием строгого стиля, вызвавшего к жизни такие шедевры пластики, как скульптуры храма Афины Афайи на острове Эгина, фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии. В раннекласси-
Голова Зевса из Кирены. Середина V в. до н. э.
щий элементы симметрии и асимметрии, ионики и дорики, рассчитанный на непрерывную и последовательную смену точек зрения. Иктин и Калликрат воздвигают знаменитый храм Афины-Девы — Парфенон (447-438 гг. до н. э.), воплощая в его строгих и гармоничных пропорциях триумф победы.
Мнесикл строит величественные Пропилеи, оставшиеся безвестными гениальные зодчие создают изысканный в своем изяществе Эрехтейон (421-406 гг. до н. э.). Строго архитектоничное скульптурное убранство этих храмов отражает обобщенное и целостное восприятие мира, избегающее частностей и деталей и возводящее в статус высшей эстетической ценности спокойную и величественную гармонию.
С начала IV в. до н. э. (после Пелопоннесской войны), в период кризиса полисной культуры, происходит постепенное угасание этих эстетических идеалов, отразившееся и в развитии архитектуры. Большее внимание уделяется уже не храмовому строительству, а возведению сооружений, связанных с повседневной жизнью человека, — одеонов, гимнасиев, палестр, театров (величайшим памятником этой эпохи является театр в Эпидавре, 350-330 гг. до н. э., архитектор Поликлет Младший).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 854;