Классическое искусство. го самопожертвования трехсот спартанцев у Фермопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов
го самопожертвования трехсот спартанцев у Фермопильского ущелья не только усилили сознание жизненной силы и энергии эллинов, но и ускорили переход греческого искусства к классике, обусловили неповторимую героическую и гражданственную окраску ее искусства. Впервые принципиальное, определяющее значение получает образ человека: он становится средоточием бытия и высшей ценностью. В эту эпоху пластический образ человека есть воплощение победы над хаосом и слепой Судьбой, что нашло выражение в концепции греческой трагедии классического периода. Этот образ трагического самоутверждения был дополнен не менее
важной художественной идеей героического оптимизма, уже нашедшей отражение в статичной пластике доклассического искусства — архаике. Классика сохраняет и гуманизирует тему господства человека над окружающим миром и в новом свете развивает идею человека как микрокосма. В V в. до н. э. необычайно мощное развитие получила идея союза искусств на основе утверждения темы величия человека.
Никогда более продуманное единство и взаимосвязь архитектуры, скульптуры и живописи не достигали в греческом искусстве таких высот.
Происходят существенные изменения в осознании природы творческой деятельности. В эпоху классики наступает слияние живой непосредственности авторского творчества с ясной осознанностью общегреческих стилевых принципов. Именно в эту эпоху глубоко разрабатываются понятия канона как совершенной меры, законов, лежащих в основе красоты и доступных разуму.
О понятии канона рассуждают как философы, так и мастера искусств — поэты, живописцы, архитекторы, скульпторы. Выдающимся документом эпохи является трактат Поликлета о каноне. Многие исследователи, начиная с немецких классиков XIX в.. отмечают, что в К. и. на смену «архитектурной идее» как осмыслению тектонических принципов пластики приходит идея «скульптурная», соотно-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 618;