Хурритов искусство
следами древнейшего культа стоящего отдельно камня-монолита. Влияние египетского и шумеро-вавилонского искусства ощущается в памятниках X. и. меньше, чем в хурритских и финикийских, что нередко делает их более свободными от строгой каноничности. В IX—VI вв. до н. э. позднехеттс-кое искусство постепенно теряет своеобразие, уступая ассирийской и арамейской традициям.
Литература:
Замаровский В. Тайны хеттов: Пер. со словацк. М., 1968.
ХУРРИТОВ ИСКУССТВО,памятники художественной культуры хурритов — народности кавказского происхождения, жившей в Сирии и Месопотамии. Хурритское государство Миттани (Маитанне, или по-аккадски Ханигальбат) возникло в XVI в. до н. а, и его влияние распространилось в Малой Азии очень широко. Миттани было не столько единым царством, сколько объединением самостоятельных городов-государств под владычеством хурритских царей. X. и. оказало значительное влияние на культуру хеттов, сирийцев и народов- Двуречья. В XIV в. до н. э. Миттанийское царство было завоевано хеттами, а позднее — Ассирией.
Статуя царя Идри-Ми из Алалаха. Ок. 1500 г. до н. э. |
Архитектурные памятники X. и. изучены относительно мало, в большинстве своем по изображениям и глиняным моделям-курильницам, воспроиз-
водящим архитектурные формы. Хурритский тип постройки — т. н. димту — многоярусная башня, где жила семейная община, а в нижних ярусах находились хозяйственные помещения. Дворцовый комплекс был раскопан в сирийском городе Алала-хе (Тель-Атчана) и представлял собой двухэтажное здание из кирпича и дерева, возведенное на базальтовом фундаменте. Стены зала на втором этаже были покрыты росписью. Эта постройка, как и большинство хеттских, принадлежит к типу бит-хилани. Главной отличительной особенностью данного типа является портик с каменными колоннами и башнями, к которым ведет лестница. Опоры портика могли представлять собою высеченные из камня фигуры людей или животных. О популярности этого типа здания говорит и то, что более поздний знаменитый Критский дворец близок постройкам бит-хилани.
Другой тип дворца, напоминающий вавилонские постройки, представляет собой крепость, парадные помещения которой украшались фризами с росписями, изображавшими хурритских богов.
Примеров хурритской скульптуры немного. Одним из них является статуя Идри-Ми, правителя Алалаха, изображенного сидящим на троне (ок. 1500 г. до н. э.). Детали фигуры проработаны мало; глаза и брови инкрустированы цветными камнями; в целом стиль обнаруживает смешение хеттской и шумеро-вавилонской традиций. Более многочисленны и своеобразны памятники хурритской глиптики, в которой преобладают изображения фантастических существ: крылатых сфинксов, грифонов, людей с головами скорпионов и орлов. Повествова-тельность, в отличие от вавилоно-ассирийского искусства, в X. и. выражена слабо. Композиция, как правило, обрамлена волнистыми линиями, соединенными в косу. Искусство глиптики достигает в хурритской культуре своей вершины в т. н. сиро-миттанийском изысканном стиле. В этом стиле выполнялись небольшие печати из гематита, изображение на которых состояло из множества мелких фигурок в свободном и прихотливом, чисто декоративном соединении с волнистыми узорами (конец XV-XIV в. до н. а).
ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРА(шумерийская),
культура исторической области в Южном Двуречье (южная часть совр. Ирака), созданная шумерами (шумерийцами), древнейшим народом Южного Двуречья, уже в V тыс. до н. а К середине III тыс. до н. э. началось смешение шумеров с семитами-аккадцами, с которыми к первой половине II тыс. до н. э. они слились в один аккадский народ. Ш. к.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1018;