Хассунская культура
те диорита, был найден на месте столицы Древнего Элама — г. Сузы. Существует множество фрагментов более поздних копий этого кодекса.
Помимо чисто исторического значения этого памятника древневосточного права, он интересен и для теории культуры, поскольку отражает и некоторые черты мифологизма, свойственные многим текстам о мире «совершенной справедливости», тем более что по своему «жанру» близок к речи царя перед богами. Стела X. содержит изображение царя, беседующего с божеством солнца и правого суда Шамашем и получающего от него символы власти. Художественное решение стелы свидетельствует о сильном влиянии традиций культуры периода Аккада.
ХАССУНСКАЯ КУЛЬТУРА,археологическая культура эпохи неолита и энеолита (VII-VI тыс до н. а), сложившаяся в Северной Месопотамии. X к возникла как одно из следствий расселения племен из Ирана
в долины притоков р. Тигр и по р. Евфрат в Верхней Месопотамии. Выявление этой древнейшей культуры стало возможным благодаря раскопкам арабских археологов на поселениях Хассун и Телль-ас-Савван около Багдада и работе русских ученых на Ярым-тепе около Мосула (Ирак). Здесь было вскрыто последовательно пять слоев построек, имевших регулярный план, а также святилище, заметно превосходящее по размерам жилые дома. В погребениях, найденных на городище, обнаружен домашний инвентарь, в том числе сосуды, выточенные из желтоватого алебастра, и женские алебастровые статуэтки с глазами, инкрустированными битумом и белой раковиной. В некоторых погребениях обнаружили амулеты-печатки, возможно, игравшие роль оберегов.
Керамика X. к. по форме достаточно однообразна; большей частью она носит следы несовершенного обжига, в результате чего все изделия имеют бледно-розовую окраску. Многие сосуды украшены примитивным узором — насечкой. В конце периода X к появляются лощеные сосуды с простыми прямолинейными узорами, нанесенными черной краской.
Вершиной развития искусства этого времени принято считать керамику, обнаруженную в некрополе поселения Самарра. Некоторые исследователи рассматривают эти памятники как самостоятельную ступень развития X. к. и даже как самостоятельную локальную культуру. Керамика периода Самарры вся глазурована, обожжена до бледно-розовой или зеленоватой окраски и украшена орнаментом типа плетенки, напоминающей корзинное плетение. Посуда разнообразна по форме, имеет сложный и изысканный узор (птицы, животные, человеческие фигуры). Изображения, как правило, даны в стремительном круговом движении, подчеркнутом узором в центре наподобие розетки, свастики или в виде квадрата. Все эти
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1045;