ДРЕВНИЙ восток. цей Гордион сыграло важную роль в падении Хеттской державы (ок
цей Гордион сыграло важную роль в падении Хеттской державы (ок. XII в. до н. а); в Х-УШ вв. до н. э. оно господствовало на Эгейском море. Побывав под владычеством киммерийцев и лидийских племен, Фригия была в 546 г. до н. э. захвачена персами, а столетие спустя — войсками Александра Македонского. К III в. до н. э. стала частью римской провинции Галатия.
Из архитектурных памятников, входящих в область Ф. и., наиболее изучен т. н. город Мидаса в центре Малой Азии, близ Донгалу. (Некоторыми исследователями этот памятник причисляется к группе памятников Урарту.) В этом городе, отождествляемом с легендарным Гордионом, имелись крепостные сооружения, расположенные на четырех холмах вокруг поселения, и укрепленный дворец в центре («лагерь Мидаса»).
Архитектура учитывает природный рельеф, что свидетельствует о родстве зодческих традиций с культурой хеттов и хурритов. Скалы и ущелья использовались для создания гробниц и святилищ; последние представляли собой высеченную в скале открытую террасу с алтарем и жертвенником, к которому вела небольшая лестница. Памятники пластического Ф. и. сохранились плохо: это рельефы скальных гробниц, немногочисленные скульптуры. Принадлежность их к Ф. и. спорна до сих пор. Стилистически эти памятники близки хеттской пластике, за исключением скульптурной группы из Богазкея с центральной фигурой во фригийской шапке-тиаре.
Черты восточногреческого искусства, оказавшего влияние на манеру фригийских мастеров, угадываются в стилистике изразцовых фризов с изображением шеренги вооруженных воинов — фризов, встречающихся в Малой Азии данной эпохи повсеместно, кроме Урарту.
ХАЛАФСКАЯ КУЛЬТУРА(период Халаф), . археологическая культура и этап развития древнейшего искусства Северной Месопотамии (Двуречья), памятники которого восходят к неолиту и относятся к концу VI-V тыс. до н. э. Названа по поселению Тель-Халаф в Северной Сирии. Носители X. к. сменили в VI тыс. до н. э. племена, памятники искусства и быта которых получили название хас-сунской культуры. Кроме Северной Месопотамии и Сирии, эти племена, видимо, были распространены и на Армянском нагорье; возможно, они частично ассимилировали местные хассунские племена в Верхней Месопотамии. Большого развития в этот период достигают ремесла, особенно гончарное дело и металлургия. Так, в одном из халафс-ких поселений (Тель-Арпачие) были найдены остатки гончарных печей и дом гончара. В отличие от
Расписное блюдо из Тель-Арпачия. Ок. 5000 г. до н. э.
более древней одноцветной керамики X. к. вводит в употребление полихромную, разнообразную по форме. Узоры на посуде носят орнаментальный характер. Введение цвета — основное достижение мастеров X. к., которые применяют разнообразные желтые и коричнево-красные тона мягких оттенков в качестве фона, располагая на нем черные, красные и коричневые узоры. Краски обычно наносились на шероховатую поверхность, а затем в ходе обжига изделие приобретало блестящий, глянцевитый вид. Фигуры людей и животных выполнялись в условной манере и чаще всего образовывали орнаментальный фриз.
Среди памятников X. к. встречаются также фигурки животных, сосуды в форме животных и культовые статуэтки, посвященные материнству. Также распространены были печати в форме пуговицы (т. н. пуговичные печати), которые оттискивались на глине и служили знаками собственности и одновременно украшениями. Их оттиски подвешивались к корзинам или помещались на запечатанных сосудах. Сами печати выполнялись из мягких пород камня; узор, вырезавшийся на них, носил обычно геометрический характер или являлся условным изображением животного. Среди культур Древнего Двуречья и соседних территорий наиболее близкой к X. к. является ранняя культура Элама.
Литература:
Массой В. М. Средняя Азия и Древний Восток. М.-Л., 1964.
ХАММУРАПИ,царь Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э., с именем которого связано ее возвышение. Искусный политик и полководец, X. подчинил Вавилону территории Ассирии и части Месопотамии. В истории культуры также прославился тем, что, объединив предшествующие законы всех областей Древнего Двуречья, создал первый полный их свод, приказав начертать его на каменной стеле. Оригинальный текст, выполненный клинописью на пли-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 714;