Финикийское искусство. ность, резкость контуров, каноническое фронтальное изображение.
ность, резкость контуров, каноническое фронтальное изображение.
Все портреты выполнялись либо темперой, либо (как ранние Ф. п.) в технике энкаустики, весьма широко распространенной в эту эпоху. Энкаустика представляла собой живопись красками, в которых в качестве связующего пигмента использовался воск. Художник мог работать расплавленными горячими восковыми красками (следы их стекания отчетливо заметны на многих Ф. п.). Особенность этой техники состояла также в объемности живописных мазков, которые в своем направле-
нии следовали форме лица. В области носа, подбородка, щек краски накладывались густым слоем, контуры волос и лица писались более жидкой краской. Ранние Ф. п. выполнены преимущественно на тонких дощечках из тутовой смоковницы (сикоморы) или ливанского кедра.
Живописная специфика Ф. п. проявлялась в замечательном разнообразии линий контуров, теней, бликов или штриховки. К ранним памятникам, написанным восковыми красками, относится «Мужской портрет» (вторая половина I в.), автор которого отказывается от традиционно египетского фронтального изображения и поворачивает голову своего персонажа вправо. Изображение является, несомненно, прижизненным, как и «Портрет пожилого мужчины» (конец I в.). В этом произведении присутствует не только тонкая игра светотени, характерная для Ф. п., но и едва ли не первый случай использования в древнем искусстве цветового рефлекса. Оба портрета созданы мастерами, прошедшими эллинистическую школу живописи, и по стилю близки стенным картинам из Помпеев или Геркуланума. Художниками того же круга созданы «Портрет нубийца» и один из лучших женских образов II в., известный под условным названием «Госпожа Алина». Он написан кистью на холсте с применением очень жидких красок. Этот портрет обладает необычной индивидуальностью, гораздо более свойственной античному, нежели египетскому искусству. Исключительно живописен его фон, цветные блики которого мастерски использованы в создании цветовой гаммы произведения.
В начале II в. в портретах повсеместно применялась восковая темпера, но при этом к воску вместо смолы примешивался яичный белок, благодаря чему краски становились жиже и объемный мазок не использовался. Поздние произведения написаны исключительно темперой, придающей изображениям плоскостность. Однако и здесь зачастую использовались приемы, обеспечивающие изображение рельефностью. Прорисовкой выполнялась обводка глаз, носа и губ, орнаментально решались завитки волос и бороды. Со второй половины II в. и позднее в Ф. п. усиливаются условные, декоративные тенденции; все большее значение приобретает плоскостное письмо и линеарность.
Литература:
Стрелков А. Фаюмский портрет. М.-Л., 1936.
Чубова А. П., Касперавичюс М. М., Саверкина И. И., Сидорова Н. А. Искусство Восточного Средиземноморья 1~1У вв. М., 1985.
ФИНИКИЙСКОЕ ИСКУССТВО,памятники архитектуры, изобразительного и прикладного искусства древнесемитских племен финикийцев, чье государство на побережье Средиземного моря (бе-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 773;