ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ную камеру вместе с умершим
ную камеру вместе с умершим. Выполняли роль ответчиков при погребенном, призванных выполнять за него работу на загробных полях Осириса. У. изготавливались в виде мумий или людей с мотыгами, кирками или другими орудиями труда. В числе изображений встречаются ткачи, носильщики, гребцы, повара и т. д. От имени покойного над У. произносили и записывали на них священные тексты с перечислением всех работ. У. выполнялись из камня, реже — из дерева; ярко раскрашивались. В отличие от других видов египетской скульптуры У. не подчинялись требованиям канона (за исключением статуэток, изображенных в «оси-рической» позе мумии со скрещенными на груди руками). В эпоху Нового царства материалом для У. могла служить глина, цветной фаянс. Фигурки У. помещались в деревянный ящик, украшенный росписями.
Литература:
Рубинштейн Р. И. О природе ушебти // Вестник древней истории. № 2. 1968.
ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ(файюмский портрет), разновидность живописного портрета в Древнем Египте, имевшая ритуальное предназначение. Свое название портреты получили по основному месту их находки (погребения Хавары к северу от
Каира и некрополи Фаюмского оазиса, называвшегося при Птолемеях Арсиноей). Появление Ф. п. относится к эпохе эллинизма и захвата Древнего Египта римлянами. Время его расцвета — середина I—III вв. Портретные изображения применялись в погребальном ритуале наряду с масками, а затем и вместо них. Написанные на деревянных досках, они вкладывались в пелена мумии и помещались вместе с ней в погребальную камеру. Часть наиболее ранних Ф. п. писалась на холсте. Ф. п. изображают египтян, сирийцев, нубийцев, иудеев, греков и римлян, живших в Египте в I—IV вв. В Египте также был воспринят римский обычай хранить дома написанные на дощечках портреты хозяев или скульптурные маски умерших родичей.
В стилистическом отношении Ф. п. подразделяются на два направления. Одно из них, отличавшееся яркой жизненностью, смелостью передачи светотени, следовало античным образцам. Другое сохраняло верность традициям египетского искусства. Если в римском портрете преобладает реалистическая и даже натуралистическая достоверность, то в египетском искусстве налицо доминирование духовного начала над пластическим ощущением телесности. По этой причине в Ф. п. второго типа преобладает плоскостность, графич-
Мужской портрет. Энкаустика. Начало II в. н. э.
Портрет пожилого мужчины. Энкаустика. Конец I в. н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 558;