Урарту памятники
возможно, это изображения богов-охранителей, которые были частью ассиро-вавилонской мифологии, где особенно почитался бог воды и океана Эа. Деревянные статуэтки представляют собой фигуры богини и трех бородатых богов. Боги изображены в длинных одеждах, при полном вооружении. Из тонких бронзовых листков выполнены пояса, диадемы и оружие — колчаны с миниатюрными стрелами, наконечники копий и мечи. Лица божеств отмечены характерными чертами урартских изображений: у них большие глаза, сходящаяся у переносицы линия бровей и тонкие губы.
Памятников монументальной скульптуры Урарту почти не сохранилось, кроме одной сильно разрушенной каменной статуи с рельефной отделкой, напоминающей фигуры ассирийских богов и царей. Рельефы долгое время ученые относили к памят-
никам парфянского искусства или творчества иранских мастеров. Позднее было доказано их урартское происхождение, хотя стилистическая близость их к произведениям Древнего Ирана несомненна. Рельефы изображают бога Тейшебу, стоящего на быке, и два высоких священных древа. Различие урартских и ассирийских рельефов заключается в том, что ассирийцы прорабатывали детали мускулатуры, урарты же вместо этого покрывали туловище характерным геометрическим орнаментом. Деревья и фигуры животных также имеют схематичные очертания.
Произведений ювелирного искусства урартов сохранилось немного. Это золотые медальоны с фигурами богов, серебряные подвески. На некоторых из таких изделий головы божеств помещены на напаянную золотую пластинку в виде нимба. Украшения выполнялись из золота с зернью из мельчайших золотых шариков, что характерно для искусства всего Древнего Востока. Серебряные и бронзовые чаши для вина имеют полукруглую форму. Наряду с такими чашами из металла изготовлялись кувшины и фиалы. Глиняные сосуды обычно красного цвета, с лощением. Урартская керамика довольно разнообразна по формам, хотя и не отмечена таким богатством очертаний и декора, как греческая. Сосуды отличались изяществом; нередко имели тонкие плоские ручки, что говорит о влиянии форм металлической посуды. К парадной утвари относится керамика с росписью, примером которой является сосуд из светлой глины типа античного аска (одноручного сосуда с горлышком, находящимся сбоку). Он расписан геометрическим орнаментом, состоящим из квадратов, кругов, зигзагообразных линий и сетки. Распространены были также ритуальные сосуды типа кер-нос, служившие для религиозных обрядов. Такой сосуд имеет вид кувшина овальной формы с широкой ножкой и прикрепленными вокруг тулова маленькими горшочками. Изготавливались и кубки в виде сапожков, напоминающие ритоны и украшенные орнаментом.
К оригинальным У. п. относятся подвесные печати, служившие одновременно и амулетами. Формы их различны: конические, цилиндрические, в виде шестигранных призм или дисков. На печатях обычно изображали животных, культовые сцены, реже — богов. При этом изображения отличались условностью. На некоторых печатях можно встретить изображения сценок из придворной жизни.
У. п. в течение длительного времени записывались в музейные каталоги как произведения искусства Ассирии или Ирана эпохи Сасанидов. Пристальное изучение культуры Урарту началось лишь со второй трети XX в. Действительно, поми-
Урук
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 842;