Урарту памятники. являются постройки в городах Тейшебаини и Ир-пуни (территория совр
являются постройки в городах Тейшебаини и Ир-пуни (территория совр. Армении) и, в особенности, храм божества Халди в Мусасире. Он отличался небольшими размерами и помещался на высокой платформе. Храм имел двускатную крышу и фронтон, увенчанный копьем. Стены его были увешаны
декоративными бронзовыми щитами; фасад украшен бронзовыми статуями воинов. К сходному типу построек относятся дверь Мгера, дверь Ашрута и др. малоазийские памятники на территории между озерами Ван и Урмия, во Фригии, Пафлагонии и Ликии. Многие постройки заставляют предполагать существование развитой деревянной архитектуры. Разнообразные погребальные сооружения отражают влияние многих традиций: микенской, египетской, месопотамской (гробницы царя Алиата и гробница Тантала, представляющие собой мощные высокие башни типа пирамиды или зиккура-та). Однако декор многих сооружений резко отличается от древневосточного. Так, на двери Мидаса изображен фасад с треугольным фронтоном, украшенный вокруг стены орнаментальным фризом, напоминающим античные мотивы.
Другие архитектурные У. п. отмечены непосредственным влиянием ассирийского, месопотамского и анатолийского зодчества, но в них проявляется творческая переработка оригиналов. Так, двенад-цатиколонный портик в храме бога Халди в Мусасире предвосхищает ахеменидскую ападану и одновременно напоминает зал дворца хеттской столицы Хаттусы.
Средоточием древних У. п. является Кармир-блур (Красный холм) близ Еревана, где было найдено большое количество вещей и некогда находилась крепость Тейшебаини. Большинство вещей имеют надписи на урартском языке, выполненные клинописью. Многие из них созданы задолго до основания Тейшебаини и перевезены из более древнего центра — Ирпуни (Эребуни).
Заметное родство с искусством Ассирии обнаруживают памятники урартской монументальной живописи: это стенные росписи по белому фону, выполненные яркими минеральными красками (красной, синей и черной). Композиция их подчинена обычному для ассиро-вавилонского искусства принципу пояса-фриза. Стенные росписи Тейшебаини отчасти сохранились. После нанесения контуров росписи выполнялись ярко-красной и светло-желтой охрой, широко использовалась яркая синяя краска-глазурь. Полосы нарядного, в несколько рядов орнамента, сочетающего геометрические и растительные мотивы, перемежались с фигурками животных, стоящих возле орнаментальных четырехугольников (возможно, они имели ритуальный смысл) или стилизованного Древа жизни. Поза и характер изображения животных чрезвычайно близки по стилю вавилонским фризам с крылатыми львами и быками. Роль живописи очень велика: она нередко заменяет рельефы. Храм Тейшебаини, напоминающий по композиции ассирийские дворцы с ападаной, также был
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 689;