ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Тутанхамон в короне Нижнего Египта


Тутмес


 



Тутанхамон в короне Нижнего Египта. Верхняя часть статуи. XIV в. до н. э.


мере образцами художественной пластики и юве­лирного искусства, поскольку, во-первых, боль­шая их часть — предметы ритуальной утвари, ук­рашенные изображениями, а во-вторых, в основе их лежит декоративное начало. Шедеврами юве­лирного мастерства эпохи Тутанхамона являются парадный трон, украшенный золотом и инкруста­циями, золотой наос (алтарь), ларцы и изделия, украшающие мумию фараона. Форма трона отно­сительно проста, ножки выполнены в виде льви­ных лап, а концы ручек завершаются львиными головами. Подлокотники поддерживают изваяния крылатых кобр, охраняющих имя фараона от злых сил. Резная деревянная основа трона покрыта лис­товым золотом и инкрустирована голубым фаянсом и красным стеклом. На спинке трона изображен сам правитель и стоящая перед ним царица Анхе-сенпаамон. Свободные позы фигур и естествен­ность их пропорций напоминают об амарнской тра­диции лирических семейных сцен. Интересно, что над фигурами царской четы, как и во времена Эх-натона, изображен солнечный диск с протянутыми к фараону целительными лучами.

Росписи ларца, исполненные в соответствии с прави­лами по регистрам, отличает большая свобода, ди­намика и разнообразие в расположении фигур. В ювелирных изделиях используются сочетания раз­личных природных мотивов, имеющих символичес­кий смысл; ни один элемент декора или орнамента не выходит за рамки ритуальной знаковости: это ска­рабеи, крылатые змеи, богиня-коршун Небхет, свя­щенная ладья, павианы, иероглифические знаки. Цве­товое решение также имеет символический характер. При всей значимости критериев естественности и композиционной свободы Т. э. п. все же отличаются от произведений искусства предшествующего пе­риода известной тяжеловесностью и излишней на­сыщенностью декоративными деталями.

К памятникам этой эпохи близки и росписи гроб­ниц, сочетающие черты стиля Амарны и подчерк­нутую каноничность доамарнского искусства.

Литература:

Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

ТУТМЕС, древнеегипетский скульптор XIV в. до н. э., служивший при дворе фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) в должности начальника скульпторов. Т. были выполнены скульптурные портреты фара­она и его супруги, царицы Нефертити, а также их дочерей. Работы Т. характеризуются исключитель­ным пластическим изяществом и утонченностью, сочетанием портретной характерности и тонкой стилизации, присущим искусству амарнского пе­риода. Неповторимая одухотворенность портретов









Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 568;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.