ДРЕВНИЙ восток. более органичную связь архитектуры с ландшафтом, чем прежде
более органичную связь архитектуры с ландшафтом, чем прежде. Колоннады, кроме портиков, использованы и в двух обширных гипостильных залах на верхней террасе и позади открытого двора. Главное святилище было вырублено в скале. Этот принцип нашел наиболее полное свое выражение спустя 500 лет, в эпоху Нового царства, когда зодчим Сенмутом был создан знаменитый храм царицы Хатшепсут.
Пирамиды, возведенные в эпоху Среднего царства, не сохранились, но при фараоне Сенусерте I было начато сооружение в Карнаке храма, посвященного Амону-солнцу, главному божеству Фив. К числу новых стилевых черт зодчества этого периода относится оформление входа в храм в виде двух массивных башен-пилонов.
Большая часть архитектурных памятников эпохи /трачена, но очевидно, что расцвет зодчества, как храмового, так и жилого, приходится на годы правления Аменемхета III. С его именем связывают и легендарный заупокойный храм «Лабиринт».
: тбседная статуя фараона Статуэтка женщины
'Иентухотепа I из Дейр- с жертвенными дарами
эль-Бахри. из Сиута.
XXI в. до н. э. XXI в. до н. э.
Значительные изменения в С. ц и. происходят и в области скульптуры, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в эпоху распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением юности и силы фараона). Первый этап обряда был связан с символическим убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминающей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хебседная статуя Ментухо-тепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем С. ц. и. приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластической расчлененности: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.
Со временем меняется и иконо-графия царей. Ко времени XII династии идея божественного могущества фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Се-нусерта III, который изображался в различных возрастах -- от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.
С. ц. и. необыкновенно богато и своеобразно в отношении искусства росписи. Замечательные ее памятники сохранились в Бени-Гасане, Меире, Бер-ше и найдены в большинстве своем в скальных гробницах. Композиции росписей по-прежнему строились по ярусам-регистрам. Тематически они близки изображениям эпохи Древнего царства, но появлялись и новые сюжеты, в частности сцены привода пленников и эпизоды военных поединков. По сравнению с искусством Древнего царства, где росписи были подчинены контурам рельефа, они обретают большую самостоятельность. Линии контура становятся тоньше, резкая обводка сменяется тонкой и мягкой прорисовкой контура, и на первый план выходит чисто живописная техника. Разнообразнее становится красочная палитра, по-
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 573;