Среднего царства искусство. Бюст принцессы двора Рамсеса II
Бюст принцессы двора Рамсеса II. 1298-1232 гг. до н. э.
рий точно передаваемого сходства, в том числе этнического типа. Первые статуи амарнских мастеров отличает едва ли не гротескная верность индивидуальному облику. Но в дальнейшем скульпторы находят необходимую меру обобщенности и достоверности, так же как и меру соотношения физической телесности и духовного начала. Наиболее знаменитой из С. д. является портретная голова царицы Нефертити в синей тиаре, ставшая эталоном одухотворенной женской красоты в искусстве Древнего мира. В дальнейшем египетское искусство вынуждено лишь следовать за этими недосягаемыми образцами, почти никогда не приближаясь к их уровню.
В искусстве послеамарнской эпохи выделяется серия величественных и лирических портретов Ту-танхамона, но и они демонстрируют преобладание не психологизма, а скорее декоративного начала. В искусстве Позднего периода усиливаются черты помпезности, великолепия, элегантной безликости образов, в которых приемы амарнского искусства превратились в давно заученные штампы. В Поздний период культура Египта, раздираемого социальными катастрофами, новыми завоеваниями и
попытками воссоединения, ищет свои идеал в возвращении к нормам искусства Древнего царства с его статичностью, массивностью и величием. Черты канона не только сохраняются, но и подчеркиваются в художественной культуре последних династий. Традиции С. д., являющие удивительно многоплановый, гибкий и художественно плодотворный союз нормативности и творческой свободы, оказали сильнейшее воздействие на искусство других стран.
Литература:
Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
СРЕДНЕГО ЦАРСТВА ИСКУССТВО,памятники художественной культуры Древнего Египта периода ок. 2060-1785 г. до н. э. Эпохе Среднего царства предшествует исторический этап очередного распада страны, начавшегося при фараонах V и VI династий, и миссия ее объединения выпадает на долю правителей XI династии. С середины периода ее правления и начинается данная эпоха, продолжавшаяся вплоть до нового периода распада в ХУШ а до н э. В процессе объединения возникли два крупных политических и культурных центра: северная область Дельты и южная с центром в Фивах Этот город становится новой столицей и начинает интенсивно застраиваться. С. ц. и. во многих отношениях стилистически неоднородно; его развитие идет по меньшей мере в двух направлениях: столичной официальной школы, сохраняющей канон, и местных центров, где чаще проявлялась оригинальность в подходе к тому или иному художественному решению.
В культовом и мемориальном зодчестве особую роль начинает играть тип скальной гробницы, сменившей усыпальницу-мастабу и монументальную пирамиду. Свое происхождение она ведет из провинциальных областей, но быстро усваивается столичной традицией. Роль пирамиды снижается уже к концу периода Древнего царства; зодческие технологии этого времени явно уступают временам Имхотепа и Хемиуна. Совершенно естественно, что в С. ц. и. особенно актуальным становится возрастание пышности и богатства поминальных храмов. Увеличиваются размеры храма, стремительное развитие получает тип храмовой колоннады, одним из интереснейших памятников которой является храм Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри (XI династия, ок. 2060-2019 г. до н. а). Часть его помещений вырублена в скале, другие возведены на обширной террасе и располагаются вокруг открытого двора. Их ансамбль венчается прямоугольным строением с небольшой пирамидкой в середине плоской кровли. При этом в данном ансамбле, явно подчиненном центрической композиции, уже начинает играть ведущую роль колонный портик. Это указывает на
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 593;