ДРЕВНИЙ восток. круглым кусочком хрусталя
круглым кусочком хрусталя. Этап «отверзания» глаз при изготовлении статуи фараона обставлялся ритуальными церемониями (ибо вставить глаза означало оживить изображение).
В период Среднего царства в искусстве скульптуры возникает большая свобода и стремление к передаче конкретной человеческой индивидуальности. В изображениях фараонов постоянно подчеркивается волевой, властный дух и твердость характера. В скульптурах находит отражение биография и возраст персонажа: правители периодически изображаются в течение всей жизни. Создается галерея образов: от царей-младенцев и воинов в расцвете сил до стариков. Образцом такого скульптурного жизнеописания являются изображения фараона Аменемхета III. Одним из лучших портретов эпохи Среднего царства считается также скульптура Сенусерта III, выполненная из гранита. Своеобразное сочетание каноничности и творческой свободы проявляется в изображениях частных лиц: таковы семейные портреты, статуэтки работающих людей (ушебти). Немалыми художественными достоинствами обладают и скульптуры вспомогательного назначения: маски и головы, служившие юразцами для мастеров при изготовлении монументальных статуй.
Скульптура Нового царства развивается по двум основным направлениям. Первое связано с поиском принципиально нового подхода к портрету. Этот
подход был найден мастерами Амарны. Поскольку в религии фараона-еретика Эхнатона всемогущим и главным считался только Атон-солнце, то было достаточно его изображения, чтобы указать на божественность правителя, сам же портрет, в резьбе или круглой скульптуре, становился попыткой достоверной и бережной передачи индивидуальных черт. Вторая группа памятников связана с сохранением традиционной нормативной статуи, с воссозданием канона во всей его строгости. Эта тенденция отличает искусство послеамарнской эпохи. Первые признаки нового, индивидуализированного подхода к скульптурному портрету появляются еще во время правления царицы Хатшепсут, чьи изображения виртуозно передают привлекательную внешность молодой женщины. Признание самостоятельной ценности красоты становится одним из главных эстетических завоеваний Нового царства. Скульпторы вновь обращаются к материалам, позволяющим делать тонкую обработку поверхности, детализированную роспись изображений. Возвращаются в обиход дерево, известняк, легко поддающиеся обработке и впитывающие краски. Изображение слегка стилизуется — уже в соответствии не только с каноном, но и с новым идеалом красоты: элегантной пластичностью позы, удлиненным и стройным силуэтом, мягкостью черт и выражения лица. При Эхнатоне к этому идеалу добавляется крите-
Голова Сенусерта. Ок. 1887-1850 г. до н. э.
Голова Тутанхамона на лотосе. 1358-1350 гг. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 609;