Среднего царства искусство
Женская голова. Ок. 2000-1785 г. до н. э.
Верхняя часть статуи Аменемхета III. 1850-1800 гг. до н. э.
скольку мастера начинают использовать оттенки основных цветов, примешивая в краски белила и придавая композициям новые нюансы и продуманное цветовое единство.
К лучшим образцам относятся росписи скальной гробницы номарха Хнумхотепа II в некрополе Бени-Гасан, причем особым разнообразием и свежестью отличаются изображения растений, птиц и животных. Художник делает попытки передать не только переливы цвета, но и фактуру шерсти,
листвы, оперения. Передача объемов и красок человеческих фигур несколько более условна.
С. ц. и. — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своем по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плаванием на ладье, принесением жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это
Сбор плодов фигового дерева. Роспись в гробнице Хнумхотепа в Бени-Гасане. Ок. 1920-1900 г. до н. э.
Семит с ослом. Роспись в гробнице Хнумхотепа в Бени-Гасане. Ок. 1920-1900 г. до н. э.
Сфинкс
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
было принято в рельефах Древнего царства). Декоративные принципы С. ц. и. ярко отразились и в произведениях прикладного характера. Сосуды отличались яркостью росписи, нередко украшались стилизованными фигурками птиц и животных. Особенное распространение получил расписной фаянс с разнообразными вариациями на растительные мотивы — цветы, стебли папируса и лотоса. Каменная утварь создается реже и главным образом для ритуальных целей. Из камня выполняется и ритуальная мебель. В деревянных изделиях используется инкрустация слоновой костью.
Ювелирное искусство отличает не только высокая декоративность и освоение новых материалов (сочетание бирюзы, сердолика, лазурита и золота), но также стремление объединить изящество малой формы и мотивы монументальных сооружений. Так, в пекторалях (нагрудных украшениях) с именами Сенусерта или Аменемхета верхняя часть оформляется в виде вогнутого карниза. Декоративное решение ювелирных произведений продолжает сохранять черты символической знаковости.
С. ц. и., развивавшееся в относительно непродолжительных временных границах, отличает яркая узнаваемость и разнообразие. Почти во всех областях искусства, несмотря на небольшое количество сохранившихся памятников, можно увидеть существенно новые стилевые приемы. Эпоха завершается т. н. вторым периодом распада Древнего Египта, но мастера Нового царства сохранят лучшие и наиболее перспективные черты искусства предшествующего времени.
Литература:
Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.
СФИНКС(греч. зрЫпх), фантастическое существо в виде льва с головой человека, широко распространенный образ греческой мифологии, сложившийся под влиянием малоазийского образа девы-львицы. В ритуальной и художественной практике Древнего Египта, сформировавшейся гораздо раньше, — это символическое олицетворение мощи фараона. Рельефные изображения и скульптуры С. играют значительную роль в иконографии египетского искусства. В частности, С. были поставлены по обе стороны дверей в погребальном комплексе Хафры в Гизе. В образе С. фараон, изображенный в росписях заупокойных храмов древнего царства, топчет своих врагов.
Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой Сфинкс, находя--лийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды Хафры (Хефрена) в Гизе. Американский -гиптолог Ленер высказывал мысль, что Большой — это Хафра в образе Гора, бога царской власти, совершающий приношения богу солнца Ра. Под-
Сфинкс фараона Аменемхета III. XIX в. до н. э.
тверждение этой теории в том, что переход к культу солнца в Древнем Египте в своей завершающей стадии совпадает с годами правления Хафры. Одна из первых операций по расчистке С. была предпринята ок. 1400 г. до н. э. фараоном Тутмосом IV, сыном Аменхотепа II, который, по преданию, выполнял волю явившегося ему во сне Великого С. в образе Гора-Ра. Тутмос не только откопал статую из песчаных заносов, но и произвел заново ее облицовку и окраску. Рассказ о своем сновидении он приказал выбить на гранитной стеле, поставленной между лапами С.
Основу Великого гизехского С. Хафры составляла естественная известняковая скала, по своей форме изначально напоминавшая лежащего льва. Недостающие части были вытесаны из известняковых плит. С. отличается поистине гигантскими размерами: его высота — ок. 20 м, длина — 57 м. На
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 852;