Скульптура древнеегипетская
Мужская статуя. Фрагмент., 2563-2423 гг. до н. э.
Фараон Микерин с богинями. Ок. 2580 г. до н. э.
статуях сидящих писцов столь же часто обнаруживается сходство с формой пирамиды (см. Кубическая статуя). Существует и родство внутренних закономерностей скульптуры и архитектуры. С. д. концентрируется на изображении в фас: вид в профиль или с иной точки зрения не вносит в нее ничего нового. Подчеркивая фас, скульптуру подчиняют строгой симметрии, исключая при этом динамику движения, но тщательно прорабатывая позу. Немаловажной особенностью С. д. является и обобщенная, без второстепенных деталей, обработка поверхности и силуэта. Этому немало способствует скрупулезно разработанный канон древнеегипетского искусства, получивший в области скульптуры едва ли не самое жесткое отражение. Фигуры, как правило, изображаются прямо стоящими, с руками, прижатыми к телу, с ровно поставленными ногами (или, в согласии с правилом, с выдвинутой вперед левой ногой). Камень, заполняющий пространство между торсом и конечностями, не удаляется, и фигура таким образом соединяется с фоном.
В канон С. д вошли несколько десятков общепринятых норм, касающихся размеров, поз, пропорций, материала, которые выбираются в связи с конкретным ритуальным предназначением статуи и социальным рангом модели. Культовая скульптура фараона, изображенного в полный рост или сидящим на троне, претерпела наименьшее количество изменений на протяжении всей истории египетского
искусства. Более гибкой и свободной оказалась трактовка скульптурного портрета, одного из самых замечательных явлений в культуре Древнего мира. Скульпторы начинали работу со снятия с лица гипсовой маски, которая в дальнейшей работе заменяла натуру. По мере исполнения замысла отбрасывалось все случайное, но неизменно сохранялись наиболее выразительные индивидуальные черты. Портретность передавалась, прежде всего, на уровне пропорций лица, на основе которых создавалось исключительно лаконичное в своей выразительности, утонченно стилизованное и обобщенное портретное изображение.
Индивидуализация в египетском портрете не имеет ничего общего с предельной натуралистичностью портрета в искусстве римлян. Тем не менее в канонизированном портрете с течением времени появляется все больше индивидуально неповторимых черт. Вершиной портретной скульптуры справедливо считается искусство амарнского периода, в частности работы Тутмеса.
Еще в период Древнего царства существовала специальная техника выполнения глаз: их рисовали краской либо инкрустировали, вставляя в углубление глазницы в собранном виде. В деревянную, каменную или металлическую рамку, образующую контуры век, помещали белый камень, изображающий глазное яблоко. Круглое углубление в центре заполняли смолой и черной краской рисовали зрачок. Смолу сверху покрывали
Карлик Сенеб и его семья. Ок. 2563-2423 г. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 795;