ДРЕВНИЙ восток. изображения, без сомнения, имели магический смысл и были связаны с погребальными ритуалами.
изображения, без сомнения, имели магический смысл и были связаны с погребальными ритуалами.
ХЕМИУН(XXVII в. до н. э.), полулегендарный древнеегипетский зодчий, родственник фараона, создатель большой пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе. К лучшим памятникам скульптуры Древнего царства относится портретная статуя X.
ХЕТТОВ ИСКУССТВО,памятники культуры народов Хеттского царства — одного из двух мощных государственных образований в Малой Азии — Хеттской и Хурритской держав, состоявших в союзе (XVIII — начало XII в. до н. э.). X. и. сложилось в рамках этой единой культуры, создаваемой тремя народами: хеттами, хатти и хурритами.
Мощь Хеттского царства достигла вершины в конце XVII в. до н. э.; позднее хеттскими царями становились хурриты. На формирование X и. оказало воздействие искусство могущественных соседей и соперников хеттов — египтян. В XIV — начале XII в. до н. а (т. н. период Нового царства) язык хеттов, как и шумерский в Месопотамии, оставался основным официальным и «ученым» наречием. Носители позднехеттской культуры в Малой Азии -и Северной Сирии, иногда также называемые хеттами, были представителями другого народа — лувийцев.
В истории X. и. выделяют древний, т. н. протохет-тский, период, к которому относятся металлические и золотые изделия (эмблемы-штандарты), статуэтки животных, украшенные гравированным геометрическим узором, и одноцветная керамика. В этот же период создается и многоцветная керамика с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, напоминающая изделия Кипра (т. н. каппадокийская керамика, конец III — начало II тыс. до н. э.). Становление собственно X. и. связано с сильным влиянием древнеегипетской и вавилоно-ассирийской культуры. В свою очередь X. и. оказывало воздействие на искусство Ассирийского царства и Сирии. Для хеттского зодчества характерно к началу II тыс. до н. э. создание крепостей-поселений, округлых в плане, со сложной системой укреплений из каменных монолитов. Камень используется в искусстве этой горной страны чрезвычайно широко и многообразно, в частности, для построек всегда возводятся каменные фундаменты и цоколи. Для монументальных построек симметрия не была характерна; пристройки окружали концентрическими рядами главное здание; повсеместно применялись туннели, перекрытые каменными сводами.
Особенностью хеттской архитектуры является своеобразный тип здания (как дома, так и храма или дворца) — бит-хилани. Оно имеет прямоуголь-
Львиные ворота городской стены Хаттусаса. ХУ-ХИ вв. до н. э.
ный план и с продольной стороны вход, оформленный в виде портика на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Наружные стены таких зданий внизу облицовывались плитами с рельефными изображениями (т. н. ортостатами). Эти изображения выполнены в технике плоского рельефа обобщенными контурами, слабо расчленены и отмечены суровой мощью и статичностью. По стилю они несколько напоминают ассирийские рельефы, хотя для них характерна относительно большая свобода композиции. Более каноничный вид имеют хеттские наскальные рельефы (святилище Язы-лыкая близ г. Хаттусаса).
Массиву камня, как правило, подчинено в X. и. и художественное решение круглой скульптуры. Она представляет собой скорее элемент архитектурного замысла, нежели самостоятельное явление. Таковы полуфигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков и обрамляющие ворота внешних стен г. Хаттусаса; массивные статуи хеттских божеств. Видимо, эта особенность связана со
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 703;