ДРЕВНИЙ восток. (точнее — шумеро-аккадская) входит как составная часть в обширный и многосоставный конгломерат вавилоно-ассирийской культуры
(точнее — шумеро-аккадская) входит как составная часть в обширный и многосоставный конгломерат вавилоно-ассирийской культуры, определяемой во временных границах IV—I тыс. до н. э. Своеобразие Ш. к. непосредственно связано с функциями шумерского языка, который оставался в Двуречье языком науки и религии вплоть до П—I вв. до н. э. Именно в нем сложилась система древнейшей письменности Двуречья — клинопись, повлиявшая и на изобразительные принципы пластических искусств. Шумеры преобладали в населении Двуречья в период археологических культур Убайд, Урук и Джемдет-Наср. Время возвышения Шумера как государства совпадает с т. н. раннединастичес-ким периодом его истории, в который на территории Шумера и в непосредственном соседстве с ним находилось множество соперничающих городов-государств (Ур, Лагаш, Умма и др.). Царю г. Аккада
Саргону Древнему (Шаррукену) удалось подчинить большинство этих городов, создав в Двуречье державу, называвшуюся «Царство четырех стран света». После гибели государства Аккада и нескольких смен династий в конце XXII в. до н. э. было образовано царство Шумера и Аккада (III династия Ура). В эту эпоху был унифицирован мифологический пантеон; принята традиция прижизненного обожествления царя. Дальнейшая судьба Шумера как исторической области связана с его вхождением в состав Вавилонии (начало II тыс. до н. э.).
Ш. к. отличается достаточно высоким уровнем развития науки, литературы и искусства. Достаточно обширны были и достижения материальной культуры, хотя каменные орудия вышли из употребления лишь в начале III тыс. до н. э. Были известны литье, ковка, чеканка; изготовление золотой и серебряной проволоки, филиграни; сложные спла-
Голова богини (Инанны?) из Урука. Начало III тыс. до н. э.
Львиноголовый орел Имдугуд, когтящий оленей. Рельеф храма в Убайде. Середина III тыс. до н. э.
Статуя шумерского бога Аб-У. Середина III тыс. до н. э.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 882;