Леонская Библия 960 г.
Манускрипт (Леон, сокровищница церкви Сан Исидоро) был исполнен переписчиками Флорентиусом и Санктиусом из монастыря Валераника. Среди завершающих кодекс миниатюр можно видеть даже автопортреты этих мастеров. Рядом с изображением последней буквы греческого алфавита «омеги», символизирующей конец текстового «пространства», находятся условные фигурки в многослойных одеждах, простирающие друг ко другу руки и письменными принадлежностями. Флорентиус поздравляет своего ученика Санктиуса с удачным завершением работы. Последний отвечает взаимным приветствием. «Омега», напоминающая цветущий палисад, составленный из цветов и деревьев с миндалевидной кроной, пришедших из мусульманского искусства, раскинулась над головами миниатюристов ажурной сенью. Для соблюдения симметрии в верхней части композиции изображена пара идентичных фигур, которая, вероятно, указывает на образы переписчиков в начале их творческого пути.
Интересны сюжетные миниатюры рукописи. Например, в изображении Голиафа, вышедшего на бой с Давидом, художник старается точно следовать библейскому тексту. «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его. И древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа» (I Цар. 17: 5–7). Художник противопоставляет медные и железные элементы вооружения Голиафа, выделяя первые ярко-желтым или приглушенным темно-оранжевым цветом, а вторые черным или темно-синим. Весь колорит миниатюры построен на контрастном сопоставлении желтых, золотисто-коричневых и синих пятен, которые, следуя в шахматном порядке, обеспечивают изображение орнаментальное звучание, наряду с повторяющимся приемом изображения деревьев, камней и драпировок в виде цветных объектов, испещренных волнистыми линиями. В отличие от ирландской традиции, в испанской миниатюре важную роль играет светлый условный фон свободного пространства листа. Цветные силуэты условных фигур со светлыми длинными глазами, неистовость выражения которых достигается приемом их тонового контраста с темными оттенками смуглых лиц, эффектно смотрятся на белом фоне. Выглядывающее из засады войско, слилось бы с орнаментальными камнями и кустами, если бы не блистающие из темноты взгляды воинов, не оставляющие сомнения в воинственности их намерений.
В миниатюре «Сон Навуходоносора» (Дан. 4: 7–9) геральдическая композиция с изображением льва и быка у дерева напоминает календарные античные изображения с противопоставлением лета (льва) тельцу (весне). В раннехристианский период эта тема встречается в мозаичных изображениях в контексте пророчества Исайи о мирных животных как символа рая и Будущего Века. (Ис. 11: 7) [Williams 1977: 57]. Орнаментальное построение миниатюры напоминает ближневосточные образцы, воскрешая в памяти архаические изображения хурритов и ассириян с традиционной темой древа жизни.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1026;