Моралия на книгу Иова 945 г.
Моралия, или комментарии к библейской Книге Иова была написана папой Григорием Великим по просьбе брата Исидора Сивильского (знаменитого испанского энциклопедиста), вследствие чего эти комментарии стали очень популярны в Испании. Григорий I Двоеслов известен тем, что развивал новые жанры средневековой демократической литературы. Им были составлены «Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души», где он отказывается от античной риторической традиции, в то время уже непонятной большинству читателей. В библейских комментариях (Моралиях) он, напротив, обращаясь к образованному кругу, продолжает использовать литературное античное наследие [Уколова 1989: 169–195]. Манускрипт, как и предыдущая рукопись, был исполнен мастером Флорентиусом из монастыря Валераника. На одном из листов он зашифровал в виде шашечного лабиринта фразу: «Florentius indignum memorare» («Помяните недостойного Флорентиуса»). Эта фраза может быть прочитана во всех направлениях (первый раз читается в центральном столбце сверху вниз). Таким образом, для этого мастера характерно не только подписывать свою работу, но также оформлять указание на авторство в виде декоративной композиции (лист «Омега» с автопортретами переписчиков в Леонской Библии 960 г.).
Форма шифра в виде лабиринта была известна в эпоху античности, встречается также в средневековых акростихах и средневековом жанре «carmina figurata». Как декоративный элемент, в Испании лабиринт впервые появляется в виде закладной надписи церкви св. Сантиана в Правиа при астурийском короле Сило (774–783). Позднее этот прием используется почти исключительно в миниатюре [Williams 1977: 50–51]. Широко известны также архитектурные «лабиринты» эпохи готики, восходящие к традиции позднеантичных напольных мощений. Для последних были характерны декоративные полуграфические изображения лабиринта царя Миноса, в центре которого представляли погрудный портрет человеко-быка или сражение Тесея и Минотавра (Помпеи, Дом Лабиринта; Истрия, мозаика из Полы). Эти же образы встречаются в античных памятниках на территории Европы и, в частности, на Пиренейском полуострове (Португалия, античная мозаика с Минотавром из Конимбрига). Критский дворец-лабиринт, возведенный по преданию Дедалом, сделался символом искусного и хитроумного художества и в эпоху средневековья стал эмблемой миниатюристов и зодчих. В некоторых случаях начертания лабиринта в средневековом храме включают изображения Тесея и Минотавра (малый сферический лабиринт собора в Луке). Чаще форма лабиринта используется как вариант оформления авторской подписи. В Реймсе в лабиринт были вкомпонованы фигуры зодчих, строивших собор (уничтожено в 1779 г.). Причем символические фигуры-«автопортреты» были представлены по углам со своими профессиональными инструментами. Надпись Амьенского собора в виде лабиринта дошла до нашего времени.
«Се в лето тысяча и двести
Двадцатое на этом месте
Был храм постройкою начат,
Епископ был Эврарт прелат;
Король Людовик в лето оно
Во Франции носил корону –
Филиппа сын. А мастер тот,
Что был начальником работ,
Звался Роберт Люзаршский, он
Тома Кормонским был сменен,
А тот – Реньо, своим сынком,
Тем самым, что велел потом
На меди врезать строки эти;
Что в тысяча трехсотом лете
(Лишь без двенадцати годов)
Был этот храм вполне готов» [Зубов 2000: 193–194].
Кроме символического указания на личность мастера, средневековые архитектурные лабиринты могли изображаться достаточно значительными по размерам и, символизируя мир, исполненный беззакония, были предназначены для благочестивого подвига посетителей собора. Проползти на коленях по такому лабиринту приравнивалось к паломничеству, и в XIII–XIV вв. во Франции лабиринты получили название «Пути в Иерусалим» [Зубов 2000: 196].
Архитектурно-художественные ассоциации возникают еще в одной декоративной иллюстрации Флорентиуса с помпезным изображением павлина. Как уже говорилось, павлин в раннехристианской традиции является символом Рая и вечности (в «Граде Божием» Блаженного Августина утверждается в соответствии с традиции того времени, что плоть павлина нетленна). В античном искусстве павлин – символ апофеоза. На востоке – образ звездного неба. Миниатюра отличается монументальностью и броской декоративностью, напоминая элементы позднеантичного мозаичного искусства Северной Африки.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 813;