Акт независимости Литвы от 16 февраля 1918 года
В конце 1917 г. Германия в ходе подготовки к переговорам с Советской Россией о сепаратном мире предложила Литовской Тарибе провозгласить Литовское государство и объявить о его присоединении к Германии. из ковенского штаба Обер-Оста в президиум Тарибы по- ступил проект желаемой резолюции. Литовская Тариба внесла в нее не- которые поправки и 11 декабря вернула военной администрации как принятую. В первой части резолюции Литва провозглашалась незави- симым государством на основании права наций на самоопределение и в соответствии с постановлениями Вильнюсской конференции, столи- цей Литвы объявлялся Вильнюс, все бывшие государственные связи с другими странами аннулировались. Однако во второй части Литовская Тариба по требованию Германии заявляла о «вечном, твердом союзе Литовского государства с Германией» в рамках четырех конвенций (во- енной, транспортной, финансовой и таможенной). Об Учредительном сейме не осталось даже упоминания. Естественно, Германии эта резо- люция пригодилась во время мирных переговоров в Брест-Литовске, куда делегация Литовской Тарибы даже не была приглашена.
Однако во всем этом был и положительный момент – резолюция от 11 декабря вызвала скандал и отрицательную реакцию со стороны рос- сийских и американских литовцев, раскол произошел и в самой Тарибе. В конце января 1918 г. в знак протеста против соглашательской поли-
Литовская Тариба в 1918 г.
В первом ряду пятый слева – д-р Й. Басанавичюс, шестой – А. Сметона
тики Тарибы из нее вышли более радикально настроенные С. Кайрис, Станисловас Нарутавичюс, Йонас Вилейшис и М. Биржишка. Германия не признала независимость Литвы даже на основании резолюции от 11 декабря, что подтолкнуло разочарованных лидеров Тарибы к поиску компромисса с левыми силами и совместной работе над новой резолю- цией. 16 февраля 1918 г. в Вильнюсе Литовская Тариба приняла резо- люцию, в которой, ссылаясь на общепризнанное право наций на само- определение, провозгласила восстановление независимого Литовского государства, основанного на демократических принципах, с городом Вильнюсом в качестве своей столицы, и объявила о прекращении всех государственных отношений, которые ранее связывали это государ- ство с другими нациями. Литовская Тариба также объявила, что осно- вы Литовского государства и его отношения с другими странами будут окончательно определены Учредительным сеймом, сформированным на основании демократических выборов, в которых примут участие все жители Литвы.
В акте использовалось выражение «восстановление независимого Литовского государства», что недвусмысленно отсылало к традициям Великого княжества Литовского. «Восстановлением» государства ли- товцы подчеркнули самобытность литовской государственности без Польши. Кроме того, восстановление могло касаться не только ВКЛ, но и Литовского королевства времен Миндовга (Миндаугаса) – это зави-
село от международных условий. Новое Литовское государство должно было быть демократическим и парламентским.
Акт от 16 февраля отразил надежды и устремления литовской нации, стал символом новой свободы и суверенитета, днем Независимости Литвы, положив начало истинной литовской независимости и показав, в каком направлении Тариба ведет Литву. 23 марта в Берлине делегация Тарибы во главе с А. Сметоной представила содержание декларации рейхсканцлеру Германии Георгу фон Гертлингу, и в тот же день немец- кий кайзер Вильгельм II объявил о признании независимости Литвы, подчеркнув, однако, тесные связи Литвы с Германией… на основании резолюции от 11 декабря. Литовская Тариба 11 июля 1918 г. была пре- образована в Государственный Совет Литвы.
На повестке дня по-прежнему оставался нерешенный вопрос консти- туционной монархии, поскольку Тариба все еще была вынуждена отби- ваться от военной администрации и Берлина, где строились планы лич- ной унии Литвы с Саксонией или Пруссией. 13 июля 1918 г. консерваторы и монархисты Государственного Совета Литвы, желая воспрепятствовать таким идеям, при поддержке лидера католической центристской партии Рейхстага Маттиаса Эрцбергера решили пригласить на литовский престол вюртембергского принца Вильгельма фон Ураха и объявить его королем Миндаугасом II. Однако и это не дало литовскому суверенитету ничего, кроме протестов левого крыла Совета против якобы узурпации правыми национальных прав. Как только ситуация на фронте изменилась, пригла- шение Вильгельму фон Ураху было отозвано (2 ноября 1918 г.).
Поражение Российской и Германской империй в войне, а также ре- волюции в обеих странах открывали перед Литвой новые возможно- сти. Государственный Совет все более настойчиво стремился полу- чить в свои руки конкретные рычаги управления, готовился перенять власть, рассылал протесты против реквизиций со стороны немецких властей, занимался делами возвращения литовских военнопленных из Германии и Австрии, вопросами репатриации литовцев из России (к ян- варю 1922 г. в Литву вернулось 195 тыс. человек). 2 ноября 1918 г. Совет принял Временную конституцию, на основании которой стал законода- тельным органом, а президиум Совета (председатель А. Сметона и два заместителя председателя Юстинас Стаугайтис и С. Шилингас) вместе с Кабинетом министров составили исполнительную власть. С разрешения нового рейхсканцлера Германии Макса фон Бадена Совет пригласил на пост премьер-министра Аугустинаса Вольдемараса и поручил ему сфор- мировать Кабинет министров. 11 ноября 1918 г. Кабинет начал работу, а экстравагантный профессор истории А. Вольдемарас, ставший еще и
министром иностранных дел, немало удивил всех заявлением, что не планирует создавать литовскую армию, потому что, по его словам, Литва не собирается воевать, так что милиции будет вполне достаточно…
Однако уже 23 ноября А. Вольдемарасу пришлось объявить мобилиза- цию. Российские большевики в своем стремлении к мировой революции начали движение на запад, желая большевизировать сначала Польшу, а потом и Германию, и бросили дивизии Красной армии вслед за отступаю- щими немецкими войсками. 13 ноября 1918 г. Россия аннулировала усло- вия Брест-Литовского мирного договора с Германией и начала открытую военную и политическую борьбу «за освобождение Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии и Украины от немецкой оккупации». При поддержке подразделений Красной армии литовские большевики 16 декабря 1918 г. опубликовали манифест об образовании Советской Литвы. Через неде- лю Владимир Ленин подписал декрет о ее признании Советской Россией. Однако у литовцев советская власть не ассоциировалась с националь- ным государством, поэтому большевики не получили поддержки в наро- де. Проблема Литвы заключалась в том, что в конце 1918 г., когда Красная армия уже подступала к Вильнюсу, у правительства А. Вольдемараса все еще не было вооруженных сил. 21 декабря 1918 г. А. Сметона спешно вы- ехал в Берлин для получения ссуды на приобретение оружия в размере 100 млн марок. Германия осуществила поставки оружия создающимся подразделениям литовской армии и, по требованию стран Антанты, дала разрешение использовать свои воинские части для борьбы с большевиз- мом. Новое правительство Миколаса Слежявичюса оставило Вильнюс и перебралось в Каунас, где на скорую руку начало создавать литовскую армию. Первые военные подразделения, усиленные частями саксонских добровольцев, встали на вооруженную борьбу против Красной армии и, наконец, остановили ее на линии фронта Каунас – Алитус.
Постепенно изменилась и оценка действий Совета Литвы: литов- ские левые партии, поляки и даже Антанта, ранее обвинявшие его в прогерманской ориентации, теперь были вынуждены признать, что Совет Литвы, несмотря на сложные условия и иностранное присут- ствие, сумел вылавировать и поднять вопрос о независимости Литвы, освободиться от диктата немецкой политики и в срочном порядке соз- дать органы власти и самоуправления.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 2506;