Другая Литва
стремится к автономии
В начале XX в. литовское национальное движение про- должало нелегально ширить свою культурную деятельность и до- стигло значительных побед. Теперь уже не единичные произведе- ния, а культура на литовском языке в целом почти достигла порога высокой культуры и уже удовлетворяла минимальные культурные потребности цивилизованной нации. Сформировалась сравнитель- но многочисленная интеллигенция, работавшая во многих областях науки, искусства и просвещения. Сложилась относительно большая группа литовских политиков, действующих на общественных нача- лах, создавались политические партии европейского типа. В пись- менности закрепился общенациональный литературный язык. Даже российская печать признавала, что по своей силе литовское нацио- нальное движение стоит на третьем месте в империи – после польско- го и еврейского.
На формирование литовского национального самосознания не- малое влияние оказали два события. Во-первых, это прогремевшие на всю Европу волнения в местечке Крожи (Кражяй) в 1893 г., когда конные казаки штурмовали местный костел и его защитников – про- стых прихожан. Казаки оставили после себя раненых и убитых, изна- силованных женщин – недаром люди назвали это «Крожской резней». Жестокое поведение властей вызвало гнев и в трезвомыслящих кругах российского общества, ноту протеста в Россию направил и Ватикан. На защиту горожан, арестованных за сопротивление властям, встали известные адвокаты, поэтому приговоры были не слишком строгими. Вторым событием стало участие литовцев во Всемирной парижской выставке 1900 г. Впервые в этнографическом павильоне этой выставки литовцы вместе со своими соотечественниками из Малой Литвы и при весомой поддержке американских литовцев представили экспозицию литовских народных костюмов, сельскохозяйственных орудий, других предметов и, самое важное, – образцов литовской печати, тайно изда- ваемой в Пруссии. Тем самым миру была отправлена весть о запрете литовского (латинского) алфавита в Российской империи и о существо- вании такой страны, как Литва.
Литовское национальное возрождение, считавшее своим врагом царский режим, вскоре нашло еще одного противника – польских по- лонизаторов. Уже не раз публичная литовская речь, требования об отправлении богослужений на литовском языке вызывали противо-
действие со стороны польскоязычного населения. Помещики, защи- щаясь от «литвомании», все больше отдалялись от литовскоязычных сельских жителей, а католические священнослужители, еще не опре- делившиеся со своей национальной принадлежностью, уже серьезно боролись с литовскими веяниями. В 1906 г. ксендз Адомас Якштас- Дамбраускас издал на польском языке книгу с изложением целей и программы юного литовского поколения, чтобы молодые литовские дворяне дали наконец четкий ответ, кто же они такие – литовцы или поляки. В книге содержался призыв к литовским дворянам осознать себя литовцами, не лицемерить в вопросе своей национальности, го- ворить и молиться по-литовски, любить свою страну, трудиться для ее блага, вести ее вперед, заниматься просвещением и благосостоя- нием простого люда, иными словами – быть солью земли. Виленские поляки ответили на предложение о сотрудничестве брошюрой д-ра Людвика Чарковского «Никогда», которая еще больше обострила отношения между поляками и литовцами. Большинство польской шляхты вообще не поняло устремлений литовцев, а сотрудничать с ними считало для себя бесчестьем.
По мере назревания революционной ситуации по всей России цар- ские власти были вынуждены идти на уступки. Крупнейшей победой литовского национального движения до сих пор считается отмена за- прета литовской печати на латинице (весна 1904 г.). Как только запрет был снят, в Литве тут же появились и легальные литовские издания.
В начале 1905 г. в российской столице произошла первая социально- демократическая революция, которая не замедлила достичь и литов- ских городов. Начались стачки, демонстрации, митинги. их организа- торами чаще всего были местные отделы российских, а также польских социалистических партий. Литовская социал-демократическая партия начала агитацию в небольших городах и деревнях. Весна и лето озна- меновались массовым появлением различных профессиональных ор- ганизаций, чаще всего по национальному признаку. Осенью начались волнения в литовских деревнях, крестьяне прогоняли из волостей го- сударственных писарей, в начальных училищах русские учителя заме- нялись литовскими.
После выхода в свет Октябрьского манифеста (конец октября 1905 г.) царя Николая II, испугавшегося размаха революционной волны по всей России и пообещавшего признать основные демо- кратические свободы и организовать выборы в Государственную думу, литовские деятели решили легально созвать в Вильне большой съезд литовцев со всех уголков Литвы. инициатором съезда стал
Й. Басанавичюс, вернувшийся к тому времени из Болгарии, где он на- ходился в эмиграции. Получив разрешение властей, съезд, который впоследствии был назван Великим Вильнюсским Сеймом, прошел 4–5 декабря в Городском зале. На него собралось около 2 тыс. депута- тов почти из всех этнографических регионов Литвы, здесь были пред- ставлены все социальные слои общества, все политические течения и тенденции. На съезд прибыли даже депутаты из отдаленных бело- русских волостей и представители польскоязычной шляхты, делега- ты Польской социалистической партии в Литве. Кульминационным моментом съезда стало утверждение резолюции о предоставлении Литве политической автономии. Резолюция требовала предоставить Литве автономию, позволить ей учредить в Вильнюсе собственный Сейм, избираемый на основании свободного голосования. В резолю- ции указывались и границы автономии – этнографические литов- ские земли, включая принадлежащее Царству Польскому Занеманье, или Сувалкию, а также земли, которые экономически и географиче- ски тяготеют к Вильнюсу.
В других резолюциях народ призывали отказаться от уплаты госу- дарственных налогов, уклоняться от службы в царской армии, учреж- дать органы местного самоуправления – все это побудило литовские деревни и местечки полностью перенять в свои руки волостные упра- вы. Зимой многие литовские села перешли под управление местного населения. Однако революционная волна постепенно схлынула, и уже весной 1906 г. царские власти при помощи казаков и армии восстанови- ли прежний порядок, правда, в несколько откорректированном виде. В Санкт-Петербурге, естественно, никто серьезно не рассматривал резо- люцию о предоставлении Литве политической автономии.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 972;