Восстание 1863–1864 годов
В конце января 1863 г. был объявлен новый рекрутский набор, под который могли попасть многие заговорщики. «Красным» не оставалось ничего иного, как поднять восстание, хотя подготовка к нему еще не была закончена. Временное национальное правительство вышло из подполья и 22 января объявило о начале восстания. 1 февра- ля воззвания повстанцев на польском и литовском языках объявили о начале восстания и на бывших территориях ВКЛ. Опасаясь радикализ- ма литовских «красных» группировок, польский штаб доверил коман- дование повстанцами на территории Литвы «белым».
Как и во время первого восстания, большинство повстанческих отрядов сформировались и действовали на территории этнографиче- ской Литвы. На этот раз власти были готовы к подавлению восста- ния – в Виленском военном округе стояла стотысячная российская армия, в 1863 г. увеличенная еще в 1,5 раза – после Крымской войны царская власть не была уверена, что бывшие противники не начнут военных действий на Балтийском побережье. У повстанческих от- рядов не было возможности контролировать обширные территории. Весной главнокомандующим повстанческими силами был назначен бывший капитан Генерального штаба российской армии Сигизмунд Сераковский (Зигмантас Серакаускас). Он предпринял попытку скон- центрировать в Ковенской губернии отдельные отряды и создать из них армию, что дало властям возможность обескровить восставших одним ударом. В начале мая под городом Биржи (Биржай) армия Сераковского была разбита, сам он был ранен, попал в плен и вскоре был публично повешен в Вильне. После смерти С. Сераковского вое- начальником повстанческой армии Ковенской губернии (восставшие называли ее воеводством) был назначен молодой ксендз, ревностный литовец Антанас Мацкявичюс. Повстанцы уже не пытались объеди- нять отряды, а перешли на тактику партизанской войны и разрознен- ных нападений.
Поскольку Англия и Франция с началом восстания ограничились дипломатическими нотами в адрес России с призывами избегать кровопролития, российское правительство действовало решительно. Виленским генерал-губернатором был назначен Михаил Муравьев, уже обладавший опытом подавления предыдущего восстания. Получив от царя все полномочия, он прибег к демонстративной же- стокости и террору. Кроме того, он хитроумно выбил из рук повстан- цев крестьянскую карту, добившись благоприятных послаблений для
Известный художник М. Э. Андриолли так изобразил восстание
1863 г. – он сам выносит погибшего соратника с поля боя
у дер. Дубичи (5 мая)
крестьянской реформы в Литве и ее проведения без какого-либо со- гласования с помещиками, которое предусматривалось в законода- тельных актах 1861 г. Хотя в июле польский штаб вернул «красных» к командованию повстанцами, поставив во главе литовской повстанче- ской армии Константина Калиновского (Константинас Калинаускас), горячего патриота Литвы и сторонника белорусского национального возрождения, восстание уже пошло на убыль. В конце 1863 г. власти схватили А. Мацкявичюса, затем К. Калиновского и вскоре публично казнили их через повешение.
С военной точки зрения у повстанцев не было ни единого шанса победить, их надежды на крестьянское восстание в России были ил- люзорны, а Запад тоже не собирался проливать свою кровь за «поль- ские дела». В боях на территории бывшего ВКЛ погибло более 6 тыс. повстанцев, тогда как потери российской армии составили всего около 320 человек. На каторгу и в ссылку было отправлено 25 тыс. человек, по преимуществу молодых мужчин. Власти конфисковали множество поместий, закрыли католические монастыри и костелы
и пришли к выводу, что настал момент для окончательного решения
«польского вопроса».
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1236;