Миссионерство в первой половине XIX в. преп. Герман Аляскинский, преп. Макарий (Глухарев), свт. Иннокентий (Вениаминов), Николай Ильминский.
В Западной Сибири к началу XIX века миссионерское дело пребывало в глубоком застое. Архие. Евгений (Казанцев) после назначения на Тобольскую кафедру обратился в Синод с ходатайством об учреждении двух миссий в Сибири. По реш. Синода одна из миссий была устроена на севере – в Обдороске в 1832 г., другая – на Алтае в 1830 г.
Во главе Алтайской миссии был поставлен архимандрит Макарий (Глухарев). Он родился в Вязьме в 1792 году в семье священника Смоленской епархии. Образование получил в Семинарии и Петербургской Академии, где на него обратил внимание ректор архимандрит Филарет (Дроздов) По окончании Академии со степенью магистра Глухарев принял постриг и исполнял административно-педагогическое послушание. Из-за ухудшившегося здоровья в 1825 году был уволен с поста ректора Костромской семинарии и отправился на покой в Киево-Печерскую Лавру, а оттуда перешел в Глинскую пустынь. Из этой пустыни он и выехал по своему желанию в Сибирь и вскоре обосновался в горах Алтая в селении Улале, среди язычников. Архимандрит Макарий со своими помощниками (два тобольских семинариста) без устали разъезжал по селениям язычников, устраивал в них миссионерские станы, освящая церкви. При обращении туземцев миссионеры поступали с крайней тщательностью: они не гнались за числом обращенных, крестили не иначе как после долгого наущения вере; проповедники Евангелия воспитывали новокрещеных в христианском духе, обучали их русскому языку, заботились об устроении их быта, приучали кочевников к оседлой жизни, лечили больных и для этого завели больницу, устраивали школы.
Содержание миссии было скудным, и архимандрит Макарий отдавал ей все свое магистерское жалование. У себя на квартире он приютил и содержал сирот-мальчиков, а во время голода на Алтае ездил в Москву за помощью для голодавших. За 13 лет пребывания на Алтае ему и его помощниках удалось крестить 675 человек – немного, но все обращенные стали убежденными христианами. Архимандрит Макарий был муж высокопросвещенный не одной наукой, но и Божественвой благодатью, которая проявлялась в нем иногда даром прозорливости.
В 1844 г. из-за крайне расстроенного здоровья отец Макарий (Глухарев) удалился в Волховский монастырь Орловской епархии. Апостол Алтая скончался в 1848 году. Архимандрит Макарий был замечательным писателем. Он переводил Священное Писание на русский язык (за что получал административные взыскания со стороны синода и епархиального архиерея); составил словарь алтайского наречия, перевел молитвы на это наречие. Он написал ценное пособие для миссионеров «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между магометанами, евреями и язычниками в Российской державе». Архимандрит Макарий обладал незаурядным поэтическим талантом Архимандрит Макарий (Глухарев) в лике преподобных включен в состав Собора Сибирских и Смоленских святых, память которых установлена в 80-х годах текущего столетия.
Еще в конце ХУШ столетия апостольская проповедь русских миссионеров достигла Нового Света – Америки. По ходатайству основателя Американской компании Шелехова на Алеутские острова было послано 8 валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Миссия обосновалась на острове Кадьяк. Монахи построили храм и начали проповедовать Евангелие алеутам и крестить их. Один из миссионеров, иеромонах Макарий, после того как все жители Кадьяка были крещены, отправился на остров Уналашку, а иеромонах Ювеналий перебрался на Аляску и проповедовал там, пока не принял мученическую кончит от рук язычников.
В 1799 году по ходатайству русского предпринимателя Шелехова, была учреждена Кадъякская викарная кафедра при Иркутской епархии, на которую был назначен хиротонисанный во епископа Иоасаф (Болотов), но возвращаясь на остров, он погиб, застигнутый штормом. Новая епископия была закрыта. В помощь оставшимся миссионерам в 1804 г. прислали иеромонаха Александро-Невской Лавры Гедеона, который, пробыв на островах 3 года, навсегда покинул их, оставив вместо себя монаха Германа.
Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном городе Серпухове в купеческой семье. В 16-летнем возрасте он поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь на берегу Финского залива. Оттуда он переселился в Преображенский монастырь на Валаам и поступил под руководство мудрого игумена Назария, присланного на Валаам из Саровской пустыни. Старец Назарий благословил инока на пустынножительство в лесу. На Валааме преподобный принял постриг с именем Герман. При учреждении Кадьякской миссии преподобного Германа призвали к апостольскому служению. В первое время он нес послушание в пекарне и занимался хозяйственными делами. Когда он был поста лен во главе Миссии, его хотели рукоположить в сан иеромонаха однако он по смирению отказался от этого возвышения и остался навсегда простым монахом. Он поселился на острове Еловом, который назвал Новым Валаамом. Святой Герман не только проповедовал Христа жителям острова, он учил детей грамоте, всячески опекал и защищал алеутов от жадных пришельцев-промышленников. В заботе о людях, не искушенных цивилизацией, он видел свой христианский дол г. Жил святой Герман в крайней скудости и бедности. Одежда его была убогой и ветхой. В трудах и молитве он стяжал особые дары благодати. Он обрел на Еловом острове уединение и безмятежную жизнь, за которой гнался во всю свою жизнь. По своему смирению он отказывался от многих предложений (не хотел быть архимандритом). Преподобный Герман предсказал день своей кончины в 1837. В марте 1969 г. Собор епископов РПЦ в Америке совершил прославление преподобного Германа Аляскинского в лике святых.
В 1821 г. русское правительство вменило в обязанность Американской компании иметь достаточное число храмов и священнослужителей на своей территории. С этой целью на Аляску и Алеутские острова Синод направил священников Фрументия Мордовского и Иакова Нецветова. В 1823 г. на остров Уналашку прибыл отец Иоанн Вениаминов, впоследствии митрополит Иннокентий, великий миссионер, апостол Америки и Камчатки, причисленный к лику святых. Он родился в 1797 г. в семье пономаря села Агинского Иркутской епархии Евгения Попова. В 1806 г. он поступил в Иркутскую семинарию, где ему, как лучшему ученику, была усвоена фамилия Вениаминов в память о почившем Иркутском архиепископе Вениамине. По окончании Семинарии, в 1821 г., он был рукоположен в сан пресвитера, а через два года Господь призвал его к апостольским трудах. Миссионерское служение отца Иоанна началось с острова Уналашки откуда он перебрался на остров Ситки. Свой подвиг он совершал на суровом севере, посреди океана, с постоянной опасностью для жизни. В своих путешествиях по островам великий миссионер изучал языки, быт, обычаи народов, которым он проповедовал. Плодом этого изучения явились его труды по географии, этнографии и лингвистике, принесшие ему мировую известность как: ученому. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лысьевского языка и перевел на него Евангелие, Катехизис и молитвы.
Его лучшее творение «Указание пути в Царство Небесное», написанное в 1833 г. было переведено на многие языки Севера и содействовало миссии. В этом сочинении в предельно кратком виде, простым языком изложено учение о спасении. Совершая Богослужения, святой Иннокентий неизменно поучал свою новообретенную паству. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, открывал школы, в которых сам обучал детей основам христианской жизни. В миссионерских трудах ему много помогало знание самых разных ремесел, его поистине золотые руки. Человек удивительно разносторонний, он был искусным часовым мастером. И он обучал ремеслам туземцев Аляски и Алеутских островов. Когда святой овдовел, он был пострижен митр. Московским Филаретом с именем Иннокентий. В 1850-м году его хиротонисали во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского с местопребыванием в Новоархангельске на острове Ситха. Епархия его была огромна и святитель, объезжая ее, в иные годы проделывал путь до 8000 верст верхом на лошади, на собаках, на утлых суденышках по океану. В пределах его епархии находился обширный Якутский край, Приамурье и Уссурийская область. В Якутии святитель учредил богослужение на местном языке. В 1850 году святой Иннокентий открыл миссии на Чукотке – для обращения чукчей и юкагиров, и на Амуре – для проповеди Христа орочам, гилякам, гольдам и манчжурам. В 1857 г. святитель перенес свею кафедру на Амур в Благовещенск. А в Новоархангельске в 1858 г. открылось викариатство. Через 10 лет в связи с продажей русских владений в Америке Соединенным Штатам Новоархангельская кафедра была упразднена, но в 1870 г., по почину святителя Иннокентия, в Америке учреждена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с центром однако не на островах, а в Сан-Франциско. Это была самая обширная епархия в мире: в ее состав входила вся Северная и Южная Америка.
В ту пору Промыслом Божиим святитель был уже переведен на Московскую кафедру, став с 1868 г. преемником митрополита Филарета. Во время своего пребывания в Москве святой Иннокентий много потрудился над учреждением Миссионерского общества. Его трудами открыта Японская Духовная миссия во главе с равноапостольным Николаем. Святитель Иннокентий почил 31 марта 1879 г. в Великую субботу и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. Канонизация его в лике святых состоялась в 1977 году.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1409;