Воссоединение униатов с православием в 1830-е гг. Митрополит Иосиф (Семашко).
Инициатором и главным деятелем воссоединения стал митрополит Иосиф (Семашко) (1798-1868 г.). Он был сыном небогатого дворянина, впоследствии униатского священника. Детство провел среди православных, воспитывался в условиях жизни простого малороссийского народа. В этот период униаты испытывали притеснения от католиков.
Еще в 1827 г. государь, уже проникавший в действительное положение дел униатской церкви, воспретил принимать в униатское монашество чистых латинян и указал усилить средства на образование униатского белого духовенства. Тогда же Семашко представил для государя записку, в которой, изложил историю унии и все происки Рима к ее облатинению, указал и средства к спасению униатского населения от врагов его народной веры: вместо департамента католич. коллегии, открыть для униатского управления особую униатскую коллегию, вместо 4-х оставить только две униатских епархии, – Белорусскую и Литовскую, – улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в школах католических, воспретить совращение униатов в латинство, сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию. Записка эта встретила сочувствие имп. Николая I и в 1828 г. последовал его указ об учреждении отдельной униатской коллегии, поставившей униатскую церковь в независимое положение от католической администрации. Членами ее были назначены Семашко, Лужинский (ректор полоцкой униатской академии, доктором богословия) и Зубко (профессор полоцкой семинарии, священник). Последовало закрытие нескольких базилианских монастырей, подчинение всех епархиальной власти, основание униатской семинарии в Жировицах, учебные программы которой совпадали с православными семинариями. Униатам было запрещено поступать в католическую Виленскую семинарию. Принимались решительные меры для отделения униатов от католиков: униатским священникам запретили служить в католических храмах, а униатским монахам проживать в католических монастырях, кандидаты священства не могли жениться на католичках, униатам не разрешалось крестить детей у ксендзов.
Дальнейшему развитию униатского дела способствовало польское восстание 1830-31 гг., в котором ксендзы и базилиане явились главными участниками. Ряд больших базилианских монастырей был закрыт, часть из них передана православным, в том числе Почаевский монастырь. Еп. Иосиф разработал общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы, после надлежащей предварительной подготовки, воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана велось, под его руководством, со строгой постепенностью и в полном секрете от католической партии (он ездил по епархии и убеждал священников к переходу в православие). В 1835 году еп. Иосиф был назначен членом секретного комитета, куда вошли митр. Московский Филарет, обер-прокурора Нечаева и министра внутренних дел Блудова, образованного в 1834 г. в Петербурге для направления униатских дел и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения. В 1834 г. по всем униатским церквам были разосланы служебники московской печати, для замены униатских. Униатские церкви снабжались православными иконостасами, крестами, дароносицами. Униатское богослужение тщательно очищалось от всех заимствований из латинского обряда. В 1837 г. дела униатской церкви были переданы из министерства внутренних дел обер-прокурору Синода. Тем временем в униатских приходах умножилось число переходивших в Православие. Православный Полоцкий епископ Смарагд (Крыжановский) начал проводить воссоединение целых приходов, но епископ Иосиф считал более целесообразным не воссоединять отдельные приходы, а исподволь готовить полное воссоединение всей униатской церкви. Эту же точку зрения поддерживал и царь. В 1838 г. скончались униатские противники воссоединения: Полоцкий митр. Иоасафат (Барский) и еп. Пинский Жарский Иосисф (Булгад(?)). Председателем униатской коллегии стал владыка Иосиф. Подготовка духовенства была закончена, и оно выдало подписки на воссоединение, за исключением сотни священников в Белорусской епархии. 12 февраля 1839 г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт ο присоединении униатской церкви к православной и всеподданнейшее прошение ο том государю с приложением 1305 подписей духовных лиц. 25 марта имп. Николай I написал на этом прошении: «Благодарю Бога и принимаю». За пастырями присоединилось к Православию и все полуторомиллионное население указанных епархий. Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края. После воссоединения униатов Белоруссии и Литвы уния оставалась еще в Привислинском крае, в униатской Холмской епархии.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1516;