ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСТЕОПАТИЧЕСКОЕ спинальное поражение является состоянием нарушения движения в межпозвоночных суставах, в котором может быть или не быть изменение позиционных соотношений прилегающих позвонков. Когда имеется изменение положения, оно всегда в пределах нормального уровня движения в суставах.
В момент, когда необратимые патологические изменения имеют место в суставе, это поражение перестает быть чисто остеопатическим. Точно так, как если измененное положение таково, что поверхности фасетных суставов перестают быть напротив друг друга, что уже не является остеопатическим поражением - это смещение не входит в понимание термина.
Определение здесь преднамеренно ограничено, так как именно это состояние отвечает на манипуляции, и его нормализация дает такой хороший результат. Оно указывает, что основной характеристикой нарушения в суставе является ограничение движения в нем. В прошлой главе мы установили, как сложно определить нормальный уровень движений в позвоночнике из-за индивидуальности, но в приложении сделана попытка описать то, что мы считаем нормальной подвижностью в каждом отделе позвоночника. Ранее было указано, что наиболее значительным клиническим критерием является сравнение подвижности в прилегающих суставах. Любой из различных уровней движений: флексия, экстензия, ротация, наклон - могут быть ограничены, или же возможна комбинация ограничений.
Но определение еще не сформулировало, что же такое ограничение движения, за исключением того, что ограничение не является следствием заболевания. Ограниченное движение в суставах, кроме патологии, может возникать из-за напряжения капсулы, связок и фасции, укорочения мышц, адгезий (внут-
ри или снаружи капсулы) и от так называемого «зацепления» сустава.
Характеристиками спинального поражения, кроме ограничения движения и нормального соотношения костей, являются боль, болезненность, отечность окружающих тканей (несмотря на то, что это редко пальпируется), мышечные сокращения и изменения кожи. Иногда может быть гиперестезия или зуд в проекции соответствующего сегмента.
Боль при остеопатическом поражении может быть местной или отраженной. Пациенты иногда указывают место боли с достаточной точностью, но чаще они чувствуют диффузную боль в области поражения. Они укажут рассеянно область всей руки, нежели кончик пальца. Это, конечно, легко понять, потому как если боль располагается глубоко, ее локализация не точна и она распределяется сегментарно. В исследованях Lewis В. Kellgren (Clin. Sci., 1939, 4. 36 и 47) отмечено, что раздражение сенсорных нервов в глубоких структурах дает равномерно распределяющуюся сегментарно локализованную боль. Поэтому боль может ощущаться в области остистых и поперечных отростков или распространяться по дерматому, склеротому или миотому, сегментарно соединенному с пораженным участком.
Далее, боль возникает в мышцах, окружающих сустав. Мы знаем, что мышцы, двигающие сустав, рефлекторно сокращаются при его поражении. К тому же в сокращенной мышце нарушается циркуляция и начинают аккумулироваться продукты обмена, такие как молочная кислота и т. п. (Lewis, Arch, int. Med., 1932,49,713), что вызывает боль в мышцах. Необычно иметь настоящую судорогу вокруг поражения, поэтому необычно иметь и сильную боль, но очень часто мышцы достаточно спазмированы, чтобы появилась боль и болезненность при прикосновении. Эта мышечная боль дополняет боль растянутого сустава, и она не должна вводить в заблуждение. Когда мышца остается в сокращенном состоянии, в ее внутренней структуре происходят изменения: замещение мышечной ткани фиброзной тканью, мышца становится твердой и волокнистой и даже в расслабленном состоянии болезненна при касании, хотя и не так остро, как в сокращенном состоянии.
Также возникает боль вследствие прямого давления на нервные корешки в межпозвоночном отверстии. Эта боль чувствуется по ходу самого нерва, не являясь сегментарной, как отраженная боль. Раздражение нервных корешков маловероятно при простых спинальных поражениях, поэтому невозможно точно определиться. Раздражение корешка более вероятно при проляпсе диска и остеоартрозных рубцах, но следует помнить, что задним компонентом межпозвоночного отверстия является капсула апофизарного сустава, и растяжение этого сустава вызовет отек как внутри, так и снаружи капсулы сустава, и это может быть достаточным, чтобы вызвать сдавливание корешка, хотя бы временно. Дальше больше: такой отек может усугубить дисковое поражение или артрозное рубцевание. В нашу эру дисковых поражений следует помнить, что диск является лишь одним из компонентов целостного межпозвоночного соединения, и многие нарушения в апофизарных суставах происходят независимо от дискового компонента.
Болезненность при остеопатическом спинальном поражении локализуется в области остистого отростка, надостистой связки и над поперечными отростками. Иногда болезненность в области этих костных ориентиров сложно отличить от болезненности сокращенных мышц, особенно когда эти мышцы находятся над поперечными отростками.
Апофизарные суставы и диск находятся слитком далеко, чтобы отек вокруг них можно было проиальпировать, за исключением шейного отдела, где суставные отростки находятся достаточно поверхностно. Здесь возможно пропальпировать отек в капсулах апофизарных суставов. В других же местах пропальпировать можно только отек в мышцах, и это не так просто.
Достаточно легко выявить сокращение мышц. Это практически постоянный признак остеопатического поражения. Вовлеченными оказываются обычно маленькие глубокие мышцы, такие как m. multifidus, межостистые, межпоперечные мышцы. Лишь при более тяжелых поражениях межпозвоночных суставов могут вовлекаться более поверхностные мышцы: м. spinalis и m. semispinalis. Очень важно знать, что тяжелые мышечные спазмы всей группы прямых мышц спины, которые делают пациента малоподвижным или создают значительный сколиоз, обычно не являются результатом остеопатического спинального поражения, это могут быть протрузия диска, перелом или же более серьезная патология в костях или суставах.
Сокращения мышц можно прощупать, и их местоположение можно определить, зная анатомию спинальных мышц. Все брюшко мышцы редко бывает сокращено, скорее мы почувствуем группы мышечных волокон, они твердые и очень болезненные. Позже, когда острое сокращение переходит в хроническое, мышечные волокна чувствуются больше как хорды, они твердые и немного болезненные.
Эти локализованные мышечные спазмы в физиотерапевтической терминологии получили название «фиброзов», и они пальпируются во многих поверхностных мышцах, помимо глубоких, в области поражения. Любые мышцы, которые рефлек-торно соединены с вовлеченным сегментом, могут развить такое фиброзное сокращение, как в трапециевидной мышце при поражениях С3-С4, m. supraspinatus и infraspinatus С5-С6, m. gluteus maximus и medius L5-S1. Лечить эти «фиброзные» мышцы теплом и массажем без лечения пораженного сегмента лишь потеря времени; это просто дает временное облегчение, на что физиотерапевты тратят множество усилий. Сокращенная мышца под воздействием тепла и массажа на время расслабится, но затем опять сократится, потому что источник раздражения не убран. Иногда мышечный спазм следует лечить теплом и массажем, но это лишь подготовительный этап для манипуляции пораженного сустава. Порой фиброзная мышца претерпевает изменения сама по себе и даже после устранения раздражения остается источником боли. Только в таких случаях следует лечить местным массажем и инфильтрацией новокаином. В некоторых случаях возможно установление порочного круга - раздраженная мышца поддерживает суставное поражение, которое, в свою очередь, поддерживает раздражение мышцы. В таком случае следует лечить оба компонента, чтобы разорвать порочный круг. Там, где поражение присутствовало годы, изменения в мышцах могут быть такими стойкими, что становятся необратимыми. В таких случаях мы имеем «хроническое остеопатическое поражение», которое нуждается в мобилизации через определенные интервалы времени, чтобы сохранить максимум движений в суставе и остановить его дальнейшую дегенерацию. Нелеченое хроническое остеопатическое поражение непременно подвергнется дегенеративным изменениям и завершится спондилолизисом. Нет сомнения, что недостаток движения с последующим ухудшением кровоснабжения являются причиной дегенеративных изменений.
Изменения в связках, которые имеют место при остеопатическом спинальном поражении, должны зависеть от позиционного фактора. Если установилось неправильное положение, это означает, что некоторые связки будут постоянно растянуты, а некоторые постоянно укорочены. Связки не предназначены для постоянного натяжения. Когда это происходит, они удлиняются и ослабевают. К сожалению, связки не пальпируются, за исключением надостистых связок, но мы считаем, что они удлиненные и тонкие в гипермобильных суставах и укороченные и толстые в гипомобильных.
Костные изменения вокруг поражения зависят от того, острый это процесс или хронический. Увеличение температуры, влажности, иногда гиперестезия кожи при прикосновении имеют место в острых поражениях (при хронических эти изменения менее заметны, а гиперестезия уступает место зуду).
Вазомоторные изменения могут ощущаться при проведении пальцами очень поверхностно и быстро в предполагаемой области. Пальцы испытывают увеличение трения в пораженной области. Может определяться гиперестезия в смысле боли, ее область соответствует примерно выходу задней веточки соответствующего спинального нерва. Другим полезным тестом, несмотря на то, что он, как правило, положительный, является перекатывание кожного валика. Он заключается в том, что между большим и указательным пальцами оттягивается кожа с подкожной клетчаткой и перекатывается между пальцами вверх и вниз к уровню поражения. При положительном тесте пациент испытывает больше болезненности в области поражения. Хотя тест не всегда точен, им иногда можно обнаружить места сопутствующих поражений.
ТИПЫ ПОРАЖЕНИЙ: ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ
(1) Травматическое поражение
(а) Острое растяжение сустава.
(б) Хроническое растяжение сустава - обычно результат острого поражения.
(2) Компенсаторные поражения
В этих случаях поражение компенсирует близлежащие или отдаленные нарушения, произошедшие обычно в более нижних отделах. Компенсацией гипомобильности является гипермобильность, таким образом, сюда включается гипермобиль-ное поражение. Компенсация может быть из-за неправильного положения когда вышележащие суставы позвонков пытаются компенсировать неправильное положение нижележащих. Компенсаторные поражения могут быть единичными, но более часто они множественные, как групповые поражения при сколиозах.
(3) Групповые поражения
Очень часто мы наблюдаем уплощение или увеличение физиологических изгибов позвоночника, к примеру, увеличенный поясничный лордоз и грудной кифоз, что может быть компенсаторным, как указывалось выше, но также они могут быть результатом единичного остеопатического поражения или следствием нарушения осанки. Все эти постуральные нарушения подпадают под заголовок групповых поражений.
(4) Рефлекторное поражение
Данные фиксации суставов являются результатом постоянных и повторяющихся афферентных бомбардировок спинальных сегментов, плотно прилегающих к каким-либо висцеральным органам. Это было неоднократно показано наблюдениями, сделанными вне остеопатической школы воззрения (Mackenzie, Lewis4). Так, к примеру, при сердечных заболеваниях образуются болезненные области в верхнегрудном отделе, или при болезнях желчного пузыря болезненные области образуются в нижнегрудном отделе позвоночника. Было определено, что эти болезненные области клинически идентичны с хроническими остеопатическими поражениями. Висцеро-сома-тический рефлекс ответствен за боль и напряжение не только в мышцах живота или грудной клетки, но также в позвоночнике и паравертебральных мышцах. Существование такого синдрома, вызывающего локальную симптоматику в позвоночнике, не вызывает сомнения. Мы, как остеопаты, идем дальше и утверждаем, что такие поражения действуют рефлекторно, в обратном направлении, т. е. ненормальные сомато-висцеральные5 импульсы, которые способствуют усилению патологических процессов в соответствующих висцеральных органах. Медицинская мысль обращена в это направление. Samson Wright утверждает:
«Острое различие, которое по обычаю проводится между автономной и соматической нервной системой, такое полезное для цели описания, в значительной степени вводит в заблуждение. Афферентные импульсы из соматических структур могут рефлекторно влиять на висцеральные, например, стимуляция центрального окончания кожного или мышечного нерва может рефлекторно увеличивать частоту сердцебиения и кровяное давление. И наоборот, афферентные импульсы из висцеральных структур влияют на активность клеток вентральных рогов спинного мозга. Оба они подтверждают феномен иррадиации»6.
Ныне существующая концепция остеопатического спинального поражения хорошо обобщена. Willis Haycjck в лекции «The Expending concept of Osteopathy» (октябрь 1955 г.) говорит: «Остеопатическое спинальное поражение является не просто позиционным нарушением позвонков, нуждающимся в коррекции соответствующей механической процедурой. Это генерализованный процесс, который вовлекает широкий спектр факторов - паравертебральный стресс, гипервозбудимость клеток спинного мозга, висцеральные и другие ткани, умственное и эмоциональное напряжение, - все то, что врач должен учитывать, планируя стратегию лечения.
Важно понимание того, что (а) существует широкая разновидность факторов в различных частях тела и его окружающей среде, которые могли способствовать образованию остеопатического спинального поражения; (б) поражение может влиять на близлежащие нервные сегменты; и (в) что все эти влияния друг на друга могут быть усугубляющими, даже после устранения первичного очага поражения; это ведет к остеопатической концепции целостности патологического процесса, важного значения остеопатического спинального поражения в развитии заболевания, роли остеопатических лечебных техник в дезинтеграции болезненного патологического паттерна».
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1028;