Страх времени

В самых разнообразных проявлениях: от страхов опоздания, страха не успеть что-то сделать вовремя, потерять время впустую до глобального ужаса перед течением времени и его неумолимос­тью. Время — категория абстрактная, дети начинают понимать его суть только в 5-6 лет. Педагоги знают, с каким трудом дается усвоение временных понятий дошкольникам, — можно заставить вызубрить названия дней недели и научить называть время по часам, но постичь его сущность дети не в состоянии. Ребенок жи­вет по принципу «здесь и сейчас»: прошлое быстро исчезает из его памяти, будущее невозможно сформировать в воображении, а зна­чит, его для ребенка пока не существует. Такая беспечность может раздражать взрослых, и они стремятся как можно раньше дать понять: если ты потеряешь время сегодня, то завтра будет плохо.

• «Если ты не поторопишься, то мы опоздаем в садик»;

• «Если ты не будешь учиться читать, то тебя не возьмут в школу»;

• «Нам с папой надо много работать, иначе нас не отпустят летом в отпуск»;

• «Тот, кто много тренируется, попадет в сборную»;

• «Если не будешь учиться, станешь дворником»...

Так время превращается во врага: коварного, опасного, посто­янно присутствующего в твоей жизни.

 

«Мама постоянно меня торопила. Она все делала быстро и добивалась от меня того же. Я научилась быстро ходить,


быстро делать уроки, убираться в комнате, даже свои любимые дела делала быстро — рисовала, вязала, масте­рила из бумаги. Мои подруги говорили: "Куда ты все спе­шишь?", а я не понимала, о чем они. Когда я смотрела кино или читала книгу, меня охватывало беспокойство: мне ка­залось, что я теряю время и за это мне попадет. Нет, мама меня не ругала, она просто постоянно сокрушалась: "Как ты можешь сидеть, когда еще столько дел? Ты ничего в жизни не добьешься!"»

 

Плата за такое воспитание — неумение жить настоящим, стремление все спланировать и предугадать, которое приводит к неизбежным разочарованиям. Человек даже не идентифициру­ет свой страх, он находится в постоянной тревоге, и это стано­вится его стилем жизни. Этот страх широко поддерживается в социуме. Начальникам выгодно иметь таких подчиненных, учи­телям — учеников, родителям — детей. И если ребенок, вырас­тая, не научится противостоять страху времени, его привычным состоянием станут спешка, суета, стрессы, неврозы.

Другая крайность поведения тоже относится к страху време­ни: нежелание подчиняться временным требованиям, стремле­ние тянуть время, опоздания. Нежелание подчиняться требова­ниям родителей оборачивается глобальным протестом вообще считаться со временем. Как понимаете, проблем у этих людей не меньше.

Как я уже сказала, этот страх трудно распознать. Человек про­сто живет в постоянном конфликте со временем и думает, что так и должно быть. А если возникают проблемы, то причина ви­дится во внешних обстоятельствах, а не во внутреннем состоя­нии: меньше спать, больше работать, быстрее ехать, планировать и не позволять себе отклоняться от плана. Можно довести темп своей жизни до максимального ускорения, но приведет ли это к состоянию счастья?

 

«Я всегда была на хорошем счету и в школе, и в институте, и на работе. Начальство видело во мне перспективного ра­ботника — мне поручали важных клиентов, проекты, ко­торые не доверяли другим. Основной мой конек — скорость и умение сделать много за рабочий день. Мне нравилась


такая жизнь, но усталость брала свое. Я знала, что надо больше отдыхать, взять отпуск или хотя бы выспаться. Но мысли об этом приводили меня в ужас: в это время мо­жет что-то произойти такого, что я пропущу, упущу и останусь в проигравших. Я стремилась быть хорошей для начальника точно так же, как когда-то показывала свое усердие и расторопность своему отцу. Пока не случилось ужасное: я заснула за рулем. Авария, к счастью, была пус­тяковая, я отделалась переломом ноги и ребер. Но оказать­ся обездвиженной в гипсе после такого ритма жизни — вот это было настоящей катастрофой. Я могла только чи­тать, смотреть телевизор и думать. Нужные книги роди­ли нужные мысли: я поняла, что моя травма — это пре­дупреждение. Если я не научусь жить настоящим, то очнусь от гонки лишь в старости. Если доживу, конечно...»

 

О чем бы ни был страх, работа с ним начинается с называния:

• боязнь темноты;

• страх одиночества;

• страх агрессии;

• боязнь собак (насекомых, змей);

• страх попасть в неловкое положение;

• страх полетов на самолете;

• боязнь остаться без средств к существованию и т. д. Точное название — это как поставленный диагноз. Значит,

состояние взято под контроль; значит, этому есть наименование; значит, эта проблема знакома не только мне.

Понять корни страха, найти его первоисточник тоже важно. Иногда люди поражаются ничтожности первоначальной ситуа­ции или понимают, что страх передан им по наследству. Одна моя клиентка панически боялась грозы. Выяснилось, что то же самое происходило и с ее матерью, и с бабушкой, которая в детстве была свидетелем пожара от удара молнии. Случилось это более 80 лет назад, а страх укоренился, как наследственное переживание.

Влияет ли страх на поведение и можно ли его контролировать? Наверное, не всякий страх требует лечения. Если человек пани­чески боится змей, то вряд ли это отразится на укладе его жизни. Просто он будет избегать ситуаций, где может произойти пугаю­щая встреча. Но некоторые страхи настолько отравляют жизнь,


что терапия просто необходима. Например, страх темноты, име­ющий типично детские корни. Взрослый человек не решается зайти в темное помещение, стремится держать весь свет вклю­ченным, если находится один дома, любое ночное передвижение становится проблемой, даже если он понимает, что опасаться здесь нечего. Страх сильнее рассудка.

Самый действенный способ справиться со страхом заложен в психике здорового ребенка: идти на страх. Если бы этого не про­исходило, мы бы не могли развиваться. Впервые столкнувшись с пугающей ситуацией, ребенок переживает, но со временем ин­терес побеждает страх. Так мы учимся всему новому: боимся, но продолжаем двигаться вперед. Другими словами, надо зайти в «темную комнату» и понять, что она безопасна. Детские страхи лечатся «детскими» способами:

• постепенным приближением к опасному;

• подбадриванием и поощрением за бесстрашие;

• убеждением;

• обращением за поддержкой и помощью к «более сильному»;

• представлением «самого страшного» и развитием умения противостоять ему.

Страх исчезает там, где появляются смех или злость. Первое говорит о взятии контроля над ситуацией, уничижении страха, а второе — о собственной силе.

 

Упражнение «Страшный сон»

Сны, как известно, выполняют терапевтическую функцию: неосознаваемые или очень сильные переживания, которые вы­тесняются сознанием, приходят к нам во снах. Сновидец может пережить страх и даже ужас, но его психике при этом обеспече­но снятие напряжения. Образы сна могут также нести важную информацию о потенциалах, которые могут способствовать из­бавлению от страхов.

Цель. Снятие тревожности через рисование страшных обра­зов и проговаривание страхов. Формирование ощущения преодо­ления страхов, нахождение способов работы с тревожностью.

Организация. Упражнение лучше проводить лежа на полу, но при этом должно быть готово все для рисования: краски, каран­даши, бумага. Визуализация проводится под музыку. Характер


музыки для первой картинки должен быть спокойный, но с нара­станием напряжения. Во время рисования первого рисунка му­зыка не выключается, она просто приглушается. Вторая картин­ка представляется и рисуется в сопровождении позитивной, светлой музыки.

Длительность. 45-50 мин.

Ход

1. Предложите участникам приготовить все необходимое для рисования и лечь.

2. Текст визуализации:

«Представь себе, что ты укладываешься спать. Ты совершаешь свой привычный ритуал, укладываешься в свою постель, выклю­чаешь свет. Какое-то время ты лежишь с открытыми глазами, видишь обстановку своей комнаты, слышишь привычные, при­глушенные звуки, которые доносятся с улицы, чувствуешь при­ятную тяжесть своего одеяла, поверхность подушки... Постепен­но веки твои опускаются, ты укладываешься поудобнее и погружаешься в сон.

Вначале перед твоим взором мелькают неясные образы, но постепенно они становятся четкими и узнаваемыми. Ты начина­ешь понимать, что сон твой тревожный, в нем происходит то, чего ты боишься на самом деле. Твой реальный страх ожил и пришел к тебе во сне... События сна разворачиваются, и, в самый ужас­ный момент ты резко просыпаешься и открываешь глаза. Ты ле­жишь в своей постели, среди ночи, сердце твое гулко стучит, и ты заново переживаешь весь ужас своего сна...»

3. Участники рисуют на тему «Мой страшный сон». Во время рисования они не разговаривают и не перемещаются по комна­те. После того как рисунки будут закончены, предложите опять лечь и закрыть глаза.

4. Текст визуализации:

«Постарайся вернуться в состояние своего страшного сна. Пред­ставь себе все происходящее... Но в тот момент, когда должно про­изойти самое ужасное, твой сон неожиданно меняется. Что-то про­исходит такое, от чего ужас отступает, и сон становится спокойным и даже радостным. Ты участвуешь в этих событиях, досматриваешь свой сон до конца и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, твоя комната залита солнечным светом, наступило утро. Ты лежишь и вспоминаешь, какой необычный сон тебе приснился...»


5. Предложите нарисовать участникам счастливый конец страш­ного сна. Если есть возможность, то лучше сделать это на том же листе, где нарисован первый рисунок. Если нет — на другом.

6. В парах участники рассказывают о том, что они нарисова­ли, и о том, что они себе представили.

Вопросы к шерингу

• Какие чувства вы пережили во время упражнения?

• Удалось ли «переиграть» свой сон? Каким образом?

• Какое отношение имеет это к вашей реальной жизни?

В качестве аналитического продолжения можно рассказать, что наши поведенческие реакции на ситуации страха могут быть трех видов:

1) замереть (ждать помощи извне);

2) убежать (звать на помощь);

3) напасть (помочь себе самостоятельно).

В зависимости оттого, какое продолжение придумано в страш­ном сне, можно с большой долей вероятности судить о типичных поведенческих реакциях человека. Хорошо это или плохо—решает каждый сам для себя. Но чем более разнообразны мы в выборе поведения, тем более приспособлены к жизни и неуязвимы.

 

Упражнение «Минное поле»

В исполнении задуманного очень страшно сделать первый шаг. Людей переполняют иррациональные, необъяснимые стра­хи, что они ошибутся, не туда пойдут, не то сделают. И все это приводит к бездействию. Можно очень долго выяснять причины такого поведения и состояния, а можно попытаться исправить ситуацию при помощи упражнения — рискнуть, пойти на страх... и выяснить, что бояться было нечего.

Цель. Развитие смелости в принятии решения и достижении своей цели.

Организация. В помещении освобождается свободное про­странство. На полу раскладываются листы цветной бумаги — беспорядочно, на расстоянии 40-50 см один от другого. Важно, чтобы листов было много и они покрывали все пространство до стены. Вдоль стены расставляются в ряд стулья.

Если участников на тренинге много, то упражнение выполня­ют не все, оптимальное число — 6-8 человек. Остальные оста­


ютсянаблюдателями. От этого упражнение только выигрывает — наблюдатели невольно заражаются переживаниями участвую­щих и болеют за них. Ход

1. Предложите каждому участнику задумать ту цель, которая для него очень актуальна, но он не может никак приступить к ее реализации.

2. Каждый участник кладет на стул какой-либо предмет, сим­волизирующий эту цель: это может быть личная вещь, или что-то из предметов, которые есть в помещении, или просто записка или рисунок.

3. Все участники выстраиваются в шеренгу, каждый напротив своего стула. Перед ними пространство, «усеянное» бумажными листами.

4. Ведущий:

«Очень часто мы боимся двигаться к нашей цели, боимся оши­бок и промахов. Есть страх сделать первый шаг. Вот сейчас перед вами расположена ваша желанная цель. Но до нее надо дойти — передвигаться вы будете по "минному полю". Пройти к стулу можно, только наступая на листы бумаги. Но имейте в виду: здесь есть мины. Только я знаю, где они расположены. Если кто-то из вас наступит на мину, раздастся хлопок. Действуйте!»

5. Все участники по очереди продвигаются к своим стульям — к своей цели. При этом они используют различные стратегии: пытаются сделать как можно меньше шагов, запоминают «безо­пасные» листы, идут не думая...

6. Когда все дойдут до своих стульев, тренер объявляет, что мин здесь не было — путь был абсолютно безопасен.

Вопросы к шерингу

• Какие чувства вы пережили во время выполнения упраж­нения?

• Как вы действовали и почему?

• Что заставило вас все-таки рискнуть и ступить на «минное поле»?

• Какую ситуацию из вашей жизни вам напоминает это уп­ражнение?

• Как вы думаете, почему «минное поле» оказалось безопас­ным?









Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 963;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.