Страх потери контроля над близкими
• Муж задержался на работе и не позвонил.
• Няня с ребенком ушли гулять и не вернулись в положенное время.
• Вы звоните поздно вечером своей маме, а ее нет дома.
• Родственники уезжают в отпуск в то место, с которым нет связи.
• Ребенок ушел гулять с друзьями и не сказал, куда и когда вернется...
Нам свойственно беспокоиться за наших родных и близких людей, когда мы не обладаем информацией о них, то есть теряем контроль. Иногда это беспокойство перерастает в неконтролируемый страх, а иногда — в фобию. Мы не можем справиться с переживанием, все валится из рук, невозможно отвлечься. В голову лезут только дурные мысли, воображение рисует трагические картины, вспоминаются вдруг эпизоды аварий, катастроф, убийств и других трагедий. Чтобы избежать этого, человек стремится постоянно контролировать своих родных. В наше время проблему частично решила сотовая связь. Каждый первоклассник шагает в школу с мобильником на шее. И все административные запреты на пользование телефонами разбиваются в прах перед натиском родительского контроля: «Я должна знать, где он и что с ним, — так мне спокойнее». Но это лишь один из способов снизить тревожность. В глобальном масштабе проблему он
не решает. А родилась эта проблема, скорее всего, в очень раннем возрасте, иногда даже младенческом. Для ощущения безопасности ребенок должен постоянно видеть в поле зрения свою мать. Она видна — значит, она есть. И значит, со мной все будет в порядке. Но как только мать уходит из поля зрения, с точки зрения младенца, она умирает. И значит, полагает он, я тоже погибну. Опыта, указывающего на то, что человек может пребывать в другом пространстве, еще нет, и потеря контроля равносильна смерти. Вот почему сразу лезут в голову самые страшные предположения, вот почему мы не способны порой рационально объяснить себе ситуацию и успокоиться: «не контролирую — теряю — умираю». Между тем вам, наверное, встречались люди, которым этот страх неведом. Они начинают беспокоиться только тогда, когда действительно происходит что-то необъяснимое.
Однажды я ездила на встречу с журналистом. Мы договорились встретиться в кафе, я должна была дать ему интервью. Но на момент нашей встречи мне было не до этого: мой двенадцатилетний сын с утра был «вне зоны доступа». Вначале я звонила каждый час, потом чаще, пробовала обзванивать его друзей, позвонила классному руководителю. Из школы он ушел вовремя, но связи с ним не было, а на улице уже темнело. Я сидела за столиком и нервно постукивала по трубке. Разговор не клеился. Наконец журналист спросил: — У вас что-то случилось?
—Да, вот сына никак не могу найти, все «вне зоны»... —Хотите, я, как отец четырнадцатилетнего подростка, назову вам множество причин... Первая: трубка разрядилась, вторая — поставлена на виброрежим и лежит в рюкзаке, третья — оставлена в другой одежде... На десятой причине мой телефон зазвонил: сын сказал, что трубка разрядилась и он забыл ее поставить на зарядку... А журналист стал для меня примером рационального подхода к переживаниям — иногда помогает.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 788;